Сказания о чудотворном строителе
Вот уже год, как жили в обители Святой Троицы первые пришедшие к Сергию монахи. Привыкали к пустынной жизни, наполненной тяжкими трудами и молитвами.
Дошла до затерянного в глуши монастыря печальная весть о болезни и кончине игумена Митрофана. Того доброго и кроткого старика, который постриг в монахи самого Сергия и который по статусу являлся игуменом Святой Троицы.
Монастырь остался без номинального пастыря.
Конечно, не под силу было старику Митрофану часто посещать свою паству в лесном монастыре. Но видимо, незримое его присутствие Сергий ощущал очень сильно и этим своим ощущением духовной связи наполнял всю обитель.
И вот Митрофана не стало. В скорбь погрузилась обитель. Сергиево ощущение сиротства передалось остальным монахам.
И тогда они буквально потребовали, чтобы Сергий сам стал их игуменом.
Что означало это для монахов?
Игумен — отец в монастыре. Он служит священную литургию и совершает обряд причащения — принятия в себя духа святого через освященный хлеб и вино. Он исповедует свою паству, прощает ее от имени Господа и отпускает грехи или назначает епитимию. Он проповедует, учит, благословляет.
Старик Митрофан редко бывал в монастыре, но никто, кроме него, не имел права исповедовать и отпускать грехи. А теперь у монахов появилась надежда, что будет у них свой пастырь, который ежедневно будет работать над их духовной чистотой.
Сергий воспринял их предложение с ужасом! Его натуре было всегда свойственно удивительное для нас неверие в собственные силы. Амбициозность и лидерство, так культивируемые в наше время, были ему абсолютно чужды. Он ушел от мира в лесную глушь только для того, чтобы жить и умереть наедине с Господом. А ему предлагается взять на себя такие мирские духовные обязанности, как власть, руководство, учительство.
Долго он отказывался от требований иноков, оправдываясь своим невежеством, недостойностью, незнанием монастырских уставов.
Наконец, иноки просто пригрозили ему, что без руководства погрязнут в грехе, собьются с истинного пути и тогда Сергий будет отвечать за них перед Богом.
Выдержал Сергий и эту угрозу. Ответил только, что не ему, недостойному, принимать такое решение. Пусть Господь решит это сам и даст всем об этом знак.
С таким решением отправился Сергий с двумя иноками в Переяславль к епископу Афанасию Волынскому. Рассказал епископу историю своего монастыря Святой Троицы и попросил прислать в монастырь достойного игумена.
И услышал он от епископа Афанасия, что более достойного игумена, чем сам Сергий, быть не может. Его руками строился храм, его духом и молитвами наполнялся. Никому другому пастырем там не быть.
Сергий попытался опять отказаться, ссылаясь на свое невежество и недостойность.
«…Афанасий, исполнившись благодати Святого Духа, отвечал: «Возлюбленный! Все духовные дарования ты приобрел, а послушания не имеешь».
Даже в пересказе его слов Епифанием Премудрым ощущается добродушная и лукавая улыбка епископа. Всем-то ты, Сергий, хорош, умен и славен. Один грех за тобой — непослушен!
Вот тут уж Сергию возразить было нечего! Ведь от имени Господа говорил с ним епископ Афанасий!
Тогда во храме облечен был Сергий в священные одежды. Прочитал епископ над преклоненной его главой молитву посвящения в сан, совершил литургию и причастил Сергия.
А на следующее утро игумен Сергий уже сам под руководством епископа отслужил литургию и причастил всех в храме.
И сразу после этого выслушал Сергий от епископа Афанасия поучение о монастырских уставах, о правилах монастырского общежития, которым надо обучать паству, о воспитании и руководстве, которые входят в обязанности игумена.
Продолжение: Решето гнилого хлеба
Источник: Епифаний Премудрый. Житие Сергия Радонежского