Для Древней Греции мир был ограничен пределами досягаемости, это был круг ойкумены, цивилизации. И понятно, что государству, лежащему на островах, проще было объять водное пространство — доплыть до африканского берега, пройти даже через Гибралтар и посмотреть в даль Атлантики. Сухопутный мир, лежащий за пределами досягаемости долгое время был терра инкогнита.
Вот перед нами карта древнегреческого философа Посидониуса. Мир, охваченный ойкуменой, как петлей. Там, севернее Греции лежит незнакомая Европа. Восточнее — таинственная Скифия. А на севере, на краю мира, предполагается холодная Гиперборея, бесконечное водное пространство, конец света.
И понятно, что при описании этих неведомых краев ученые опирались только на слухи, на рассказы редких путешественников, да еще сто раз переданные из рук в руки. Какие чудеса мы находим в трудах Геродота, Плиния, Теофраста! Одноногих и безголовых людей, поющие корни мандрагоры, деревья, на которых расцветают… овцы!
Вот прямо так!
Тут нужно учесть, что практически единственным материалом для одежды у древних греков была шерсть. Льняные ткани, привозимые из Египта, были большой роскошью, доступной только богатым людям. Шелк был вообще свято хранимой тайной Китая! А шерсть — она росла сама собой на овечках, которым так хорошо жилось на склонах греческих гор. Так что вполне понятно, что незнакомый грекам хлопчатник, как материал для ткани, был воспринят ими, как овечки, растущие на деревьях.
Эта идея была подхвачена и развита средневековой наукой, выросшей на развалинах античной культуры. А во втором тысячелетии возникла на карте Европы непонятная страна Киевская Русь — как раз там, на краю древнегреческой ойкумены. В общении с народом этой страны европейская отечественная наука пополнилась новыми интересными фактами о «шерстяной траве», как назвали это растение древние греки.
Оказалось, что у русских знахарей в большом почете трава, которая называется «баранец». О! Полистали античных авторов и нашли аналог — она самая, шерстяная трава. Расцветающие в траве овечки!
К 16-17 веку окончательно отошла в небытие Орда, стоявшая много веков в устье Волги и заслонявшая Европе все пути на восток. И сразу первые путешественники дополнили информацию новыми интересными деталями. Овцы эти не только расцветают на высоких крепких стеблях, они с этих стеблей спускаются, соединенны пуповиной с растением. И дальше живут себе на земле, объедая всю траву вокруг, насколько позволяет пуповина.
Что это, догадались? Правильно! Бахчевые культуры. Скорее всего дыни.
А куда делась шерсть с этих овечек? Как это куда? Да люди остригли и использовали по назначению!
Но это ложное представление было все-таки преодолено. И вот вам вполне научно обоснованное свидетельство путешественника 17 века.
Как видите, разобрались-таки, что это вовсе не овца, а растение, похожее на овцу. И опять-таки это название «баранец», которое было заимствовано у древних русичей.
И что же это за растение, которое было в ходу у знахарей?
Кто любит гулять по нашим северным лесам, знают его прекрасно. Жесткая зеленая травка, похожая на еловую хвою, кудрявая, как барашек, растет с удовольствием среди опавшей хвои и корней, там где для другой травы не хватает света и влаги.
Как же использовали ее наши знахари? Эта трава ядовита. И это говорит в пользу высокого профессионализма наших народных травников. Чтобы лечить этим растением, надо хорошо знать правильные способы приготовления и дозировку в каждом конкретном случае.
Это растение было незаменимо при лечении алкоголизма, благодаря своему послабляющему и вызывающему рвоту свойству, усиливающемуся при приеме алкоголя. При очень маленьких дозировках лечили им и туберкулез, и заболевания мочеполовой системы. Прекрасный эффект давало наружное применение отваров из этой травы при лечении кожных заболеваний. Даже таких трудноизлечимых, как псориаз. А в народе это растение собирали, сушили и использовали в бане, как мочалку — вот и профилактика кожных заболеваний.
Продолжение цикла: Русалка на ветвях