Кажется, не было в истории философии такого мыслителя, который вызывал бы такую бурю эмоций, по большей части негативных!
Он умудрялся быть ненавидимым всеми: и православной церковью, и западниками, и славянофилами, и марксистами! Со всех концов, со всех дорог предавали его анафеме, а он жил и мыслил так, как жилось ему и мыслилось!
Родился Василий Васильевич Розанов 2 мая 1856 года в глубокой русской провинции, в маленьком городке под Костромой, Ветлуге.
Отцом его был маленький чиновник лесного ведомства, обремененный множеством детей.
Старший сын уже преподавал в гимназии в Симбирске, когда семья осиротела. Он забрал к себе юных братьев гимназистов, сам воспитывал их и руководил их образованием. Василий Розанов вспоминал с огромной благодарностью о своем брате, заменившем ему отца.
По окончании гимназии будущий философ поступил на историко-филологическое отделение Московского университета. И скоро обратил на себя внимание руководства необычайными способностями и самостоятельностью мышления. На четвертом курсе был награжден именной стипендией.
Но эта самостоятельность мышления вдруг пошла совершенно непредсказуемыми путями.
В 1882 году он заканчивает университет, но отказывается от экзамена на степень магистра. Отказывается от того, что дало бы ему право на определенный статус и возможность служить на хорошо оплачиваемом месте в государственном учреждении. Он сознательно уходит в свободный полет.
И в личной своей судьбе он идет странным, непредсказуемым путем, женившись на женщине почти вдвое старшей, с тяжелым характером, и отвергавшей, и не отпускавшей его всю жизнь!
Около десяти лет он преподавал в провинциальных гимназиях и продолжал свой путь: осознавал, мыслил, исследовал.
Затем в печати появились его первые труды, озадачившие читающую публику, но не имевшие успеха.
Известность пришла к Василию Розанову после опубликования его работы «Легенда о Великом Инквизиторе Федора Достоевского». С этой небольшой статьи практически началась эпоха всемирного исследования творчества Достоевского как религиозного философа.
И в творческой судьбе Василия Розанова так было всегда. Каждая его новая работа поднимала бурю возмущения, вселенского негодования. Он буквально камня на камне не оставлял от устоявшихся веками истин и верований. Он подвергал сомнению все незыблемые законы и во всем находил оборотную сторону, достойную исследования.
А общество, пошумев и повозмущавшись, оказывалось перед необходимостью пересмотреть устоявшиеся взгляды на христианскую религию, на народное просвещение, на вопросы нравственности.
Так, непонятый и непризнанный, всеми отвергнутый как личность, несмотря на то, что идеи его были подхвачены и многое изменили в мировоззрении ХХ века, он встретил и Октябрьскую революцию. И оказался совершенно выброшен из жизни. Таким новому обществу он не был нужен. Новое общество в мыслителях не нуждалось, ему достаточно было «товарища маузера».
Умер он в 1919 году в голодном и холодном Петрограде буквально нищим.
Продолжение цикла: Особняк П.Форостовского
Очень интересно. Ждем продолжения. Человек, отказавшийся от карьеры много значит в жизни вечной. Он уже тогда обрел ценности, которые многие до конца жизни ищут.