1927 год. В молодом советском киноискусстве отшумели страсти по поводу дерзкого покушения каких-то неучей и молокососов Козинцева и Трауберга на великую русскую классику в виде фильма «Шинель».
Дирекция киностудии на всякий случай от греха подальше уволила дерзких по сокращению штата, разрешив неофициально пользоваться аппаратурой. Так сняла опальная кинофабрика ФЭКС не сохранившийся до наших дней фильм «Братишка».
А в 1927 году замечательный искусствовед, писатель, один из первых в России, да и в мире теоретиков кино Юрий Тынянов с историком Ю.Г.Оксманом принесли в дирекцию киностудии новый сценарий: динамичный, романтический сюжет из истории декабристского восстания в Чернигове. Точных исторических событий там было мало, зато много было всего для занятности — впрочем, как оно обычно и бывает со всеми историческими фильмами, — и конечно, фильм обещал быть успешным. Здесь был и обязательный злодей. Для этого был использован образ авантюриста и предателя Романа Медокса. И совершенно неважно, что на самом деле никакого участия в восстании 1825 года Медокс не принимал, у него было алиби — уже 10 лет сидел он в Шлиссельбургской крепости.
Нужна была прекрасная героиня, чтобы было кого любить героическому декабристу. И появляется светская дама Вишневская, обманутая Медоксом и мстящая ему. Эту роль сыграла в фильме молодая актриса, только что пришедшая в ФЭКС, красавица с огромными глазами и малюсеньким ротиком, Софья Магарилл. В том же 1927 году она стала женой Григория Козинцева.
Главным требованием авторов сценария было передать фильм в работу «ФЭКСам». И дирекция уступила. Козинцев и Трауберг тут же были восставновлены в штате киностудии и включились в работу. Как всегда было в немом кинематографе, сценарий был только канвой для фильма, его скелетом, и дорабатывался в процессе работы. А главной задачей было как всегда обеспечить всех звезд ФЭКСа ролями — уж таков был принцип киностудии.
Нашлась роль и для Андрея Костричкина, только что сыгравшего главную роль в «Шинели». Похоже, специально для Янины Жеймо была прописана сюжетная линия с бродячим цирком.
Тут же взялся за работу великий маг и кудесник, кинооператор Андрей Москвин.
Итак, перед нами на экране декабрь 1825 года под Черниговом, где готовится к восстанию Южное общество декабристов. Метель по всей России, тревога нарастает.
В трактир на окраине города пробирается незнакомец. Его единственный багаж — колода карт. Это Медокс. В фильме его блестяще сыграл Сергей Герасимов. Вот он пока какой жалкий, истерзанный. Но колода карт в его руке — мощное оружие. Через несколько часов он будет богат.
Следом за ним, как приложение к колоде карт, семенит его слуга, которого играет Андрей Костричкин.
А тем временем на мосту проезд в город охраняет поручик Суханов. У него приказ не пропускать в город никого — слишком опасная ситуация в России. Играет Суханова прекрасный актер Петр Соболевский. Понаблюдайте дальше его крупные планы, искусно снятые Андреем Москвиным. Это мастерство передавать эмоции без слов, без жестов, без мимики, одним взглядом — великая заслуга российского кино.
Суханову передают письмо о том, что скоро в городе появится мошенник и предатель Медокс. Его нужно арестовать как можно скорее!
К мосту подъезжает незнакомая дама и умоляет Суханова пропустить ее в город. Когда поручик отказывается выполнить ее просьбу, она пытается броситься с моста в воду. И поручик сдается. Кто устоит перед этими огромными печальными глазами Софьи Магарилл?
А между тем войска Черниговского полка приведены к присяге Николаю I почти силой. Но офицеры Южного общества не сдаются. Их штаб в задних комнатах игорного дома. К ним приходит представитель от солдат, желающих поддержать восстание, но руководители Южного общества относятся к их порыву пренебрежительно.
А между тем Медокс уже вовсю играет! Обратите внимание на его артистизм.
Тем временем прекрасная незнакомка Вишневская приходит в трактир, где остановился Медокс и требует отдать ей компрометирующие письма, которыми Медокс ее шантажирует. Медокс обещает ей это в обмен на молчание о его прошлом и помощь в налаживании светских знакомств.
А вот и завязка сюжета. В этой игре Медоксу удалось обчистить своих партнеров, и один из них проиграл ему кольцо с инициалами невесты С.В.Д. Очень полезная вещь! Эти буквы можно расшифровать как угодно в зависимости от обстоятельств! Например, Следить — Выдавать — Добить.
И случай тут же представился.
Поручик Суханов чуть не арестовал Медокса, но тот показал перстень с инициалами. Он декабрист, как и Суханов, он член общества «Союз Великого Дела». А слуга Медокса тем временем подслушал о готовящемся восстании.
Медокс тут же и отомстил. Отправил донос о том, что Суханов — член организации «Союз Великого дела» и предупредил о том, что надо быть наготове.
Каток. Обратите внимание на режиссерскую и операторскую работу. Никаких хитроумных спец.эффектов. Пока Андрей Москвин только экспериментирует в наложении кадров друг на друга.
Здесь случайно встречаются поручик Суханов и прекрасная Вишневская. И тут же, как демон зла, является Медокс, которого Суханов вынужден представить. А у Медокса появляется еще повод предупредить Вишневскую о молчании.
Здесь же, на катке Суханов по доносу Медокса арестован. Но это тут же послужило поводом для начала восстания. Солдаты хотят освободить любимого офицера.
Но генералитет предупрежден Медоксом, правительственные войска стянуты в Чернигов, и восстание подавлено.
С трудом раненый Суханов добирается до города. А Медокс в игорном доме празднует победу. Он на коне! Он заявляет, что теперь к его услугам будет любая женщина высшего света. И тут же пишет письмо Вишневской с приказом прийти, чтобы узнать о судьбе супруга.
Едва живой, Суханов становится жертвой издевательств посетителей игорного дома. Медокс изощряется в глумлении.
Обратите внимание на роскошные кольца дыма. Никаких особых приспособлений для задымления тогда не было. Курил специально для фильма режиссер Фридрих Эрмлер, друг Козинцева и заядлый курильщик. Но и ему после этих съемок стало худо!
И тут появляется Вишневская, завладевает пистолетом Медокса и стреляет. Публика в ужасе разбегается, Медокс в панике. А истерзанному Суханову удается уйти.
В результате убитым оказывается один случайный гость. Медокс обыскивает его и находит документ на имя Соковнина и письмо к главнокомандующему. Возникает новый замысел. Теперь у Медокса есть новое имя. Но все это слышит Вишневская из-за двери, где она прячется. В ее силах теперь разоблачить коварство Медокса.
А раненый Суханов бредет в метель по дороге. Его спасает бродячий цирк. В котором, конечно, есть маленькая хорошенькая акробатка, которую играет Янина Жеймо.
Теперь Суханов — член этой труппы, никто не догадается, что в маленьком оркестре бьет в барабан сбежавший от ареста декабрист. Обратите внимание, что вытворяет Янина Жеймо — здесь она профессионал, с трех лет на арене!
Среди публики появляется Вишневская, она встречается с Сухановым. Поручик просит ее о помощи. Можно освободить его товарищей, которые томятся в заточенье, но для этого нужны деньги. Ни слова не говорят эти люди друг другу о любви, ни одного нескромного жеста мы не увидим.
Тем временем Медокс под именем Соковнина приходит к командующему и предлагает тайно уничтожить заключенных декабристов, несмотря на то, что император готов их помиловать. Он предлагает побудить их к побегу через подземный ход, который ведет в костел. А там их уже встретит войско, и бунтовщики будут застрелены при попытке к бегству на всех основаниях. Главнокомандующий соглашается на план Медокса. И тут же интрига для зрителя. Что же в письме, которое написала Вишневская главнокомандующему?
А Суханов решительно выходит на арену прямо посреди представления и объявляет, что он бунтовщик. Ему это необходимо для того, чтобы предупредить друзей о ловушке и спасти их от гибели.
Суханов оказывается вместе со своими товарищами. В бочке с песком, которая стоит здесь в подземелье, оказывается оружие, которое передал хозяин цирка. Теперь заключенные вооружены. Несколько движений — и подземный ход из темницы открыт. Если уж суждено умереть, то в бою, с оружием в руках.
И вот поразительный по красоте финал, который заставил французов рукоплескать создателям этого фильма. Во французском прокате этот фильм вышел под названием «Окровавленный снег».
А советская критика очень настороженно отнеслась к христианским мотивам этого финала. Совершенно неправильные мотивы, не советские. И долгие десятилетия этот фильм пылился на полках архива. Чуть не был полностью утрачен. Только в постсоветское время его буквально собрали по кусочкам.