Окольные пути христианства
«Я один. Все тонет в фарисействе…», написал Борис Пастернак. А потом спел от имени Гамлета, принца Датского, наш великий Владимир Высоцкий.
Фарисейство — одно из тех, ничего на сегодняшний день не означающих слов, которые когда-то означали что-то, но остались лишь украшением. Как блины на масленицу, которые мы с аппетитом поедаем, не задумываясь, что тем вкушаем древнеславянский лик Солнца.
Что означает слово «фарисейство» сейчас? Лицемерие, правда, с некоторым эстетским оттенком. Не просто лицемер, то есть говорящий одно, а думающий другое. Нет, тут дело в том, о чем идет речь. В данном случае, говорящий и думающий о неких знаковых, священных вещах.
Например, если ты говоришь подлецу, облеченному властью, что он на редкость умен и талантлив, поэтому ему закон и не писан, — то ты лицемер.
А если ты требуешь от всех окружающих неукоснительного исполнения разного рода священных долгов: религиозных, идеологических, нравственных, — но при этом забываешь потребовать этого исполнения от себя самого, то ты фарисей. Картина обычная, картина знакомая, кто из нас не без греха!..
Предлагаю подробнее рассмотреть этот вопрос. Кто же такие фарисеи и почему уже третье тысячелетие их клеймят вслед за Иисусом наряду с «книжниками»?
Кстати, кого же имеет в виду Иисус, говоря о «книжниках»? Это профессионалы — специалисты по тексту священного писания и, как всякие специалисты, создающие культ из предмета своего изучения. «Книжникам» эпохи Иисуса Христа не важна была высокая духовность священных книг — это было вне круга их интересов. Важен словарный состав и порядок слов, По существу, тот же идол, кумир, о котором предостерегал Моисей в своих заповедях.
И везде в речах Иисуса «книжники» и фарисеи стоят рядом, как братья.
Кто же такие фарисеи?
Среди направлений иудейской философии в 1 веке нашей эры главными были три направления: фарисеи, саддукеи и ессеи.
Слово «фарисей» в древнееврейском языке связано с глаголом «отделиться». То есть это те, кто отделились, обособились. От кого?
Тогда наверно надо обратиться к саддукеям, чтобы понять, от чего именно обособились фарисеи.
Саддукеи — что означает это название? Есть две версии. Обе достаточно выразительны.
По первой из них наименование свое саддукеи получили от библейского первосвященника Садока, а значит, ревнители старых заветов, традиций и благословлений. Настоящая духовная аристократия. И это исторически так и было. Саддукеи всегда занимали высокие посты в духовной иерархии Израиля. Они были служителями Иерусалимского храма, куда стекались жертвоприношения со всех концов государства, поэтому их личные доходы всегда были высокими.
По другой версии, саддукеи получили имя от Садока, ученика мудреца Антигона Сохоского. Среди поучений этого мудреца известно такое: не будьте рабами, служащими за вознаграждение, но будьте рабами, служащими из любви к господину. Достойно уважения! Что-то в этом роде проповедовалось и в Советском Союзе в течение 70 лет, если заменить слова «раб» и «господин» более идеологически подходящими. Но ведь ученик Антигона Садок это поучение переиначил совершенно по-своему, убрав из него любовь. Нет вам вознаграждения, рабы, и не будет! Никакого воскресения! Никакой жизни по ту сторону!
То, что в этой жизни дал вам Господин, тем и пользуйтесь. Бремя, на вас возложенное, несите кротко и смиренно. А Господину виднее, чем нагрузить вас: нищетой и непосильным трудом или роскошью и удовольствиями.
Как видите, очень удобная философия, оправдывающая все: жестокость, хамство, алчность! Иосиф Флавий в своей книге «Иудейская война» видел в философии саддукеев нечто подобное эпикурейству Древней Греции. Но различия очевидны. Нет эпикурейского легкомыслия, но есть этакая вальяжная душевная черствость и спесь.
Слово «фарисеи» в переводе означает «отделившиеся», «обособившиеся», то есть, попросту отступники.
Отступники от жесткого ортодоксального иудаизма, которое поддерживали саддукеи.
В чем состояло это отступничество? С древнейших моисеевых времен иудаизм строили, создавали как религию, две по существу противоположные группы: пророки и священники. Пророки утверждали личную связь человека с Создателем, путь нравственного совершенствования. Священники надзирали над точным исполнением моисеева закона. А закон этот создан был для того, чтобы народ, вышедший из Египта, голодная, измученная толпа бывших рабов, превратилась в послушное войско. Только при таких условиях евреи могли вернуть себе исконные земли, уже много веков занятые другими народами.
Поэтому каждый шаг этого отряда, 40 лет шедшего в песках, был строго регламентирован. Такая ситуация полностью исключала духовную связь с Богом. Все внимание, все душевные силы отдавались ритуалу.
К началу 1 века новой эры духовность иудаизма была фактически подавлена. Ритуал и текст Пятикнижия стал культом сам по себе и по существу не нуждался в образе Создателя.
Но именно фарисеи были теми, кто сохранил одухотворенность веры.
А вера в это время нуждалась в защите именно духовной. Евреи к началу новой веры были народом без государства. Их земли принадлежали Римской империи, рядом была Греция, Малая Азия со своими многочисленными религиозными культами. Сами саддукеи охотно обращались к греко-римской культуре.
Живая человеческая душа не выносит пустоты. Лишенная духовного начала религия, исповедуемая саддукеями, неминуемо должна была вытесниться более одухотворенными культами. Фарисейство должно было воспрепятствовать этому. Оно восполняло необходимую пищу для души и оберегало иудаизм от растворения.
Фарисеи запрещали своим сторонникам общение с другими народами, участие в языческих праздниках. Они скрупулезно изучали тексты священного писания. Но не для механического цитирования при каждом удобном случае. Они толковали тексты, стараясь найти в них живую связь с современным им миром.
И что самое главное, они верили в воскресение мертвых, в воздаяние после смерти. Это делает человека ответственным за любой свой поступок, заставляет совершенствовать свою личность.
В отличие от аристократов саддукеев, фарисеи были в основном людьми средних классов: торговцами, ремесленниками.
Так почему же так досталось от Христа именно им, фарисеям, а не саддукеям?
А может быть, именно потому, что они были ближе ему по духу? Может быть, у них был шанс услышать и прийти к истинной духовности, исповедуемой Христом? Но не использовали они этот шанс, не услышали и не пришли.