Рецензия на рассказы А. Белова «Иконописец» и «Бегство в никуда»
Рассказы интересны и актуальны по своей сути, хотя и привязаны к своему времени и обстоятельствам.
Идея в обоих произведениях отлично выстроена, благодаря этому сюжеты воспринимаются легко, несмотря на слабую динамичность. Идеи рассказов позитивны и гуманны. При этом они находятся в сюжетообразующем конфликте с драматичностью сюжетных линий. Это делает рассказы интересными и вызывает эмоциональный отклик.
В данном случае слабая динамичность сюжетов обоих рассказов не является недостатком. Сюжет развивается «вглубь», исследуются исторические, социальные и психологические истоки сюжетных линий. Кажущаяся незавершенность сюжета в рассказе «Иконописец» — мастерский ход автора, заставляющий читателя встать в активную творческую позицию и задуматься над дальнейшей судьбой героя.
Язык рассказов богат и классически правилен. Некоторая многословность рассказа «Иконописец» на первый взгляд может показаться излишней, но она своим медитативным ритмом отлично гармонирует с настроением созерцательности и отрешенности от суеты, что тесно связано с сюжетом и идеей рассказа. Язык рассказа «Бегство в никуда» очень выразителен своей дисгармоничностью, опять-таки связанной с сюжетом и идеей рассказа.
Автор прекрасно владеет всеми инструментами художественного стиля литературы, использует эти инструменты и приемы на редкость грамотно и точно.
Автор — мастер ярких запоминающихся образов. Завод в маленьком городе, будто провалившийся в яму, над которой стоит темный дым, как образ преисподней. Отсюда герой рассказа «Иконописец» уйдет к миру чистоты и святости. Крыса, пожирающая украденную у героя рассказа «Бегство в никуда» колбасу, — зеркало, в котором герой неосознанно видит себя.
Новаторством автора, на мой взгляд, можно считать исследование путей, которые ведут человека к уходу от человеческого общества. Сама эта тема нова, как хорошо забытое старое, в наше время, когда сильные и успешные личности всех мастей уже набили оскомину читателю.
Оба рассказа полностью готовы к изданию. Массовый читатель привык к динамичности сюжета, заменяющей примитивность идеи и, возможно, не оценит. Но любители истинно художественной литературы встретят аплодисментами.