1897 год. Близится к концу 19 век. 100 лет — немалый срок для человеческой культуры. Меняется все: стиль жизни, язык, литература, искусство, мода. Меняется и архитектура.
Давно уже не строятся в Питере дома в стиле классицизма, которые создали облик исторического центра. В середине века выросли на окраинах Петербурга скучные доходные дома.
Помните, как в прошлом ХХ веке сетовали на безликость многоэтажек, «хрущовок» и «брежневок»? До сих пор под новый год «Иронию судьбы» смотрим.
Доходные дома середины 19 века были для русской архитектуры теми же многоэтажными «человейниками».
И вдруг в начале века двадцатого на той уникальной культурной волне, которую называем мы сейчас Серебряным веком, появился новый, необычайно изысканный стиль.
Почему 1897 год? Ничем особенным этот год не интересен. Разве что тем, что прибыл в Петербург симпатичный украинский юноша со смешной фамилией Бубырь. Алексей Федорович Бубырь.
Поступил он в Институт гражданских инженеров, в советское время назывался этот институт ЛИСИ и был совершенно замечательным, элитным ВУЗом, ныне это Архитектурно-строительный Университет, СпбГАСУ
Институт готовил своих студентов на совесть. Алексей Бубырь в процессе обучения стажировался в целом ряде европейских стран. Особенно увлекся он северной средневековой архитектурой.
В 1902 году он закончил курс. Тут же начал свою деятельность и в государственном ведомстве, и работая с частными заказами.
Один за другим растут дома на Фурштадской, на улице Ломоносова, на Кирочной, Загородном, Таврической. Все свободнее и раскрепощеннее индивидуальный стиль архитектора. Все смелее экспериментирует он с новыми формами и образами.
В 1906 году Алексей Федорович Бубырь совместно с архитектором Николаем Васильевичем Васильевым, его надежным партнером и единомышленником принимают заказ от домовладельца Угрюмова на проект доходного дома на Стремянной улице.
Где такая улица в Питере? Теперь это центр города. Совсем рядом Невский проспект, с двух сторон улица Марата и Владимирский проспект. В начале двадцатого века — это окраина, спальный район. Сразу за фасадом Невского начинались почти деревенские тихие квартальчики с пустырями.
Алексей Бубырь на тихой Стремянной улице создал сказочный дом! Сказочный весь, целиком, от подвала до крыши. Сказочный в любой своей детали. Весь в барельефах. Подобие целого мира на стенах дома. Неведомые рыбы и птицы, ели, грибы, звезды, светила и прямые, и опрокинутые вверх тормашками!
Удивительный дом! Он и поразительно ассиметричен и вместе с этим поразительно гармоничен. Как нечто природное, как северные обветренные скалы!
И таким, видимо, любимым детищем стал этот проект, что архитектор сам выкупил у домовладельца этот дом, поселился в нем и создал в его стенах мастерскую.
Этот дом стал классикой, достопримечательностью Петебурга. И вошел в питерскую историю как «Дом Бубыря».
А судьба талантливого архитектора сложилась несчастливо. Революция лишила его заказов, а значит, и обрекла на нищету. Ему удается в 1919 году выехать из Петрограда на родную Украину. Но закончилось это бегство трагически. Уже у себя на родине он был убит бандитами.
Продолжение цикла: Александр Бенуа
Видно , что его перестраивали … Почему фото не кликабельны в ряд ?
Как не кликабельны? Они внизу, под статьей должны быть кликабельны!