Один из создателей советского кино, великий режиссер Григорий Козинцев родился 22 марта 1905 года в городе Киеве.
В 1919 году ему 14 лет. Наш современный девятиклассник.
Он учится в гимназии и по вечерам занимается в школе живописи, которую вела тогда очень интересная художница А.А.Экстер. Училась она в Париже, была сторонницей «левых» направлений и включала в программу изучение формалистических форм живописи. В ее мастерскую приходили ее друзья музыканты и поэты. Бывали там и Мандельштам, и Эренбург.
А Киев 1919 года кипел революцией! Люди чувствовали себя создателями нового мира. И простор для творчества был, казалось, неограничен.
Юный Григорий Козинцев учится в живописи с удовольствием. Но учится по-своему. Классическая программа с бесконечными натюрмортами ему не интересна. Рисует какие-то фантастические пейзажи, геометрические существа в страшных масках, карикатуры на всех друзей и недругов, декорации к пока не придуманным пьесам.
Старшие студенты школы живописи летом получили свой первый профессиональный заказ. Им было предложено расписать агитпоезд, отправлявшийся на фронт. В бригаду студенты взяли и Григория за энтузиазм и творческий порыв. И даже доверили ему самостоятельно расписывать один из вагонов.
Но четырнадцатилетнему Григорию Козинцеву этого было недостаточно. И он умудрился срежиссировать и поставить со старшими своими товарищами первый спектакль для красноармейцев — несколько забавных агитационных сценок. В расписанном Козинцевом деревянном вагоне-теплушке раздвинули двери до предела — получилась сцена. А зрители сидели перед вагоном на траве и с удовольствием хохотали.
И вот он, первый гонорар — военный паек из хлеба, сахара и крупы.
А затем была еще более грандиозная работа — украшение улиц города к революционному празднику. Создавались огромные картины нового свободного мира, картины величиной с дома и площади, расписывались на листах фанеры, а потом ночью накануне праздника привозились на грузовиках. И всю ночь молодые художники собирали из фанерных частей новый мир на киевских улицах.
И еще один шажок навстречу судьбе.
Один из выпускников школы живописи был приглашен в театр декоратором и взял Григория Козинцева в помощники.
И как раз в это время в театр пришел новый режиссер, талантливый Константин Марджанов. Его постановка «Фуэнте Овехуна» в Киеве стала целым событием. Комедия Лопе де Вега выглядела в поставновке Марджанова настоящим революционным шедевром.
Григорий, набравшись храбрости, показал Марджанову свои эскизы. И режиссер отнесся к ним неожиданно серьезно. Он познакомил Козинцева с другим таким же юным художником Сергеем Юткевичем. Еще одно имя, без которого немыслима история советского киноискусства.
Марджанов предложил ребятам создать декорации к оперетте «Маскотта»
Пока юные художники работали над заказом, появилась у них собственная безумная идея создать собственный театр под названием «Арлекин». Тут же появился и будущий актер этого театра, Алексей Каплер. Еще один классик советского кино, замечательный сценарист.
И Марджанов помог ребятам и в этих планах. Им отдали подвал, где раньше находилось кабаре с настоящей сценой, занавесом и маленьким зрительным залом.
Им хотелось играть что-то потрясающее, яркое, громкое. Хотели ставить трагедию «Владимир Маяковский» и «Балаганчик» Блока. Идей было столько и такие грандиозные, что только столичному театру под стать.
И здесь Константин Марджанов им очень деликатно помог. Подсказал, что не стоит пока браться за чужое. Лучше свое сочинить!
И конечно, сочинил опять Григорий Козинцев. Это было веселое, потешное «Балаганное представление» в той форме, какую потом стали называть «капустником».
Юная труппа из пяти человек успела дать несколько представлений. И впереди было планов громадье. Но судьба распорядилась иначе.
Григорий тяжело заболел сыпным тифом, а когда через месяц с лишним встал на ноги, оказалось, что труппа рассыпалась. Все разъехались из Киева по разным городам. Перипетии гражданской войны заставляли семьи сниматься с насиженных мест и спасать свою жизнь.
Уехал в Петроград и Григорий Козинцев — поступать в Академию Художеств.
Продолжение: Фабрика эксцентрического актера