У классика немецкого романтизма Адельберта фон Шамиссо есть интересный рассказ. Сказка, фэнтези, мистика — трудно подобрать правильную современную аналогию для творений немецких романтиков.
Герой, именем которого назван рассказ, Петер Шлемиль, однажды в недобрый для себя час встретил таинственного человека в сером, который предложил ему купить на выбор множество полезных волшебных вещей. А плата всего лишь…. собственная тень! Петера Шлемиля соблазнил волшебный кошелек, в котором всегда появлялись деньги в нужном количестве, — и сделка состоялась.
Петер Шлемиль стал человеком без тени. И что? — спросим мы! В наших северных краях мы не так уж и часто видим собственную тень, потому что солнца на небе нет, и трагедии из этого не делаем.
Но здесь интересна реакция окружающих на отсутствие тени. Красивый, умный и вечно богатый молодой человек превращается в изгоя. Мужчины от него шарахаются, женщины падают в обморок. Целая цепь приключений, связанных с попытками вернуть себе тень, привела наконец к тому, что герой побеждает путем отказа от всего: от богатства, любви, славы, молодости, здоровья. Но с тенью!
Этот сюжет, взятый из народных преданий, вслед за Шамиссо использовал Ганс Христиан Андерсен в своей сказке «Тень», но совершенно иначе расставил акценты. Общее одно: утрата тени несет большую опасность, как для самого человека, так и для окружающих, и внушает почему-то всем ужас!
Это предание могло прийти в северную Европу только с юга, из тех краев, где солнце светит практически всегда, а ночью почти так же ярка луна. Там человек видит свою тень постоянно, и именно поэтому там возникли представления о том, что тень — это часть человека, вместилище его души. В языке многих народов Африки, Австралии, центральной Америки, понятия «дух», «душа» и «тень» обозначаются одним и тем же словом. И вероятно, из Африки через египетскую культуру пришло в Европу представление о душе, живущей в ином мире, как о тени.
В этих солнечных странах с тенью обращаются очень вежливо. Наступить на тень человека — верх невежливости. По южному берегу реки лучше вообще не ходить: если тень упадет на воду, то крокодил ее вполне может утащить, и человек погибнет.
Значит, по логике вещей, человек, утративший тень, — это ходячий мертвец, выходец из какого-то странного и страшного мира мертвых.
Тогда понятен ужас героев рассказа «Петер Шлемиль». Этот непонятный человек без тени, скорее всего, продал душу дьяволу. Да ведь так оно в рассказе и есть! Только таинственный продавец волшебных вещей дьяволом не назван и выглядит вполне мирно, но суть-то не меняется: покупаешь вечное богатство — лишаешься души!
Продолжение цикла: Рассказ Всеволода Гаршина «Четыре дня»