Тени Серебряного века
Мог бы предположить архитектор Павел Петрович Жако, спроектировавший вполне приличный и респектабельный дом на Михайловской площади рядышком с Михайловским дворцом, что его творение останется в летописях Петербурга благодаря… бродячей собаке?
Первым хозяином дома был сам архитектор П.П.Жако. В 60-х годах ХIX огромное здание с двумя внутренними дворами было куплено известным дипломатом Я.А.Дашковым. И до самой революции оно принадлежало потомкам дипломата. Последний его хозяин, историк и коллекционер П.Я.Дашков сделал этот дом островком русской культуры. На его званых вечерах бывали все именитые деятели русской культуры.
Во втором внутреннем дворе здания был подвальчик, где располагался винный погреб. К началу ХХ века это помещение пустовало. И в 1911 году взяли этот подвальчик в аренду… неименитые деятели культуры. Неприкаянные, непризнанные — словом, те, кого мы теперь называем «серебряным веком». Создали они здесь литературно-артистическое арт-кабаре в противовес «михайловской старине», которая царила в бельэтаже. А символом и названием был выбран самый бесприютный и неприкаянный житель подвалов — бродячая собака.
Создавали общими усилиями. Одну из комнат расписал известный русский художник-декоратор Ю.Судейкин. И на стенах были цветы, птицы, персонажи дель арте, герои любимых книг. А другую комнату оформил художник-кубист Н.И.Кульмин в своем кубистическом стиле. Камин был создан архитектором Н.Фоминым. Посредине главной комнаты поставили круглый стол, над которым художник Н.Н.Сапунов повесил огромную люстру в виде деревянного обода на четырех цепях.
Особую роль в декоре сыграли режиссер Н.Н.Евреинов и актриса О.Н.Высотская. При радостном открытии кабаре, когда в воздух с криками летели чепчики и прочие попавшие под руку вещи, за деревянный обод люстры зацепилась черная бархатная полумаска режиссера и белая перчатка актрисы. Да так и остались там образами арт-кабаре.
Живописную деталь добавил писатель Алексей Толстой. По его замыслу каждый посетитель должен был сначала постучать в дверь дверным молотком, а потом поставить свою подпись в пафосном документе под названием «свиная собачья книга».
Новое пристанище пока не признанных гениев скоро стало местом паломничества всего Петербурга. Здесь ставились спектакли, проходили музыкальные и поэтические вечера, читались лекции. Частыми гостями «Бродячей собаки» были Анна Ахматова, Николай Гумилев, Игорь Северянин, Владимир Маяковский.
Маяковский сыграл в судьбе этого артистического клуба роль злого гения. В самом начале первой мировой войны в 1915 году он прочитал здесь свое антивоенное стихотворение и этим навлек на весь клуб патриотический гнев. Вскоре «Бродячая собака» была закрыта.
Всего четыре года существовал клуб, но стал истинным символом Серебряного века.
В настоящее время «Бродящая собака» любовно воссоздана. И как сто лет назад, здесь проходят необычные концерты и встречи с людьми, упорно не идущие в ногу со временем.
Продолжение цикла: Портрет русского пролетария
Интересные городские истории! Когда-то я была в Санкт-Петербурге, но про «Бродячую собаку» не слышала. Благодарю!
Как здорово, что традиция возродилась!
Да.»Бродячая собака» жива. И я там танцевала в спектакле прекрасного поэта Марии Агаповой. Именно поэта, а не поэтессы. Она так себя называет. Мария с Владимиром Антипенко организовали театр поэтов в Санкт-Петербурге. Таких же горящих, как и в те исторические времена.
Наташа! Как здорово!!! А Мария Агапова — действительно Поэт!