Кто такие повитухи?

Утраченная Русь 11

Повитухи.

Кто это такие? Народные акушерки-самоучки?

Интересно, что еще в достаточно просвещенном и цивилизованном конце 19 века русские крестьяне наотрез отказывались приглашать к роженицам профессионалов врачей и специально обученных барышень и дам, прошедших акушерские курсы. И дело тут было вовсе в дороговизне. Русские врачи самым благороднейшим образом не брали денег с малоимущих, если  нужна была экстренная помощь.

Повивальная бабка — особая в народе персона. Ее функции не ограничивались процессом медицинской помощи при родах. Начинала она свою деятельность задолго до родов и заканчивала спустя определенный срок после родов.

Что входило в основные профессиональные обязанности повитухи? Обрезание пуповины, действия с последом, купание ребенка, мытье роженицы! Как видите, каждая из функций связана с переходом человека из небытия к бытию и с его очищением от иной жизни.

Но кроме того, повитуха обладала целым арсеналом знаний и навыков. Даже врачи-профессионалы в конце ХIX — начале ХХ века писали об огромном опыте этих женщин.

Они проверяли, здоровым ли родился ребенок, выправляли головку и ноги, вправляли вывихи новорожденных, лечили грыжу быстро и бесследно, останавливали кровотечение у родильниц с помощью лечебных трав, справлялись с родильной горячкой.

Уникально положение повитухи по отношению к религии. Ее действия никогда не обходились без магии, без заговоров и ритуалов. Но при этом колдуньей она никогда не считалась. Более того, повитуха была обязательно женщина набожная, и в заговорах и ритуалах обязательно присутствовали и святая вода, и христианские молитвы. Была у повитух и собственная небесная покровительница «бабушка Соломонида», Саломея, которая по преданию принимала Иисуса Христа.

Заговоры и тайные молитвы повитух непосвященным не передавались, хранились очень строго!

Приняв роды и обмыв ребенка, повитуха поселялась в доме родильницы. Это было оправдано. В крестьянской семье некому за больными ухаживать. По обычаю жила повитуха в доме три дня, ухаживала за родильницей и ребенком, обстирывала, готовила еду, если другой хозяйки в доме не было. В общем, превращалась в универсальную патронажную сестру и домоправительницу. Если состояние родильницы было тяжелым, то задерживалась дольше, пока в ее помощи была необходимость.

Но дело не только в этом. По православной традиции крещение ребенка должно было совершиться как можно быстрее. Пока ребенок не крещен, он не защищен от порчи, то есть информационного и энергетического воздействия. И мать его совершенно так же беззащитна в это время. Поэтому повитуха стояла на страже, не позволяя тронуть своих подопечных. Гость в доме в это время — недопустимо, повитуха не пустит на порог. В баню, место колдовское и нечистое, родильнице без повитухи никак нельзя. То есть повитуха — еще и ангел-хранитель матери и дитя.

Почтение к этой профессии было таковым, что разделяла его и православная церковь. Нет страшнее беды для младенца, чем умереть некрещеным. И если ребенок родился очень больным, недоношенным и до крещения мог не дожить, повитуха имела право окрестить его сама, вместо священника, прочитав молитвы и окропив святой водой. И это крещение считалось церковью совершенно правомерным.

Навсегда сохранялась связь ребенка с принявшего его «бабушкой». Она считалась очень уважаемым членом семьи, практически родной. Принималась с почтением, дарила своему подопечному подарки на крестины.

И понятно, что к личности повивальной бабки требования были очень высокие. Первое — чистота. Повитухой могла быть только пожилая женщина, у которой менструаций уже не было. Но при этом обязательно должна быть замужней и рожавшей. Девушки и старые девы в качестве повитух были недопустимы.

Второе — нравственные качества. Поведение повитухи должно было быть безупречным, и ее семейная жизнь образцовой. Собственные дети повитухи должны были быть живы и здоровы. Бездетной повитуха быть не могла. В ряде областей повитухой могла быть только вдова — то есть возможность половой жизни для повитухи исключалась.

Третье — строгое соблюдение профессиональной этики. Задача повитухи — сохранение жизни. Были тайные умелицы, абортных дел мастерицы, но к повитухам отношения они не имели.

Четвертое — информационная чистота. Повитуха в жизни своей должна была быть образцом опрятности. Нечистыми делами заниматься ей было невозможно. Например, обмывание покойника, также очень уважаемая и доходная старческая должность, была ей запрещена.

Интересно сочетание в этом случае представления о нечистоте родов, как акта, низводящего человека к животному, и представление о некоей святости профессии повитухи.

На третий день, если роды прошли благополучно, или после окончания тяжелого для родильницы периода, совершался ритуал «размывания рук». Мать и повитуха поливали троекратно друг другу на руки святую воду, кланялись друг другу в пояс и просили прощения. Только после этого повитуха могла идти принимать другого ребенка.

Оплата труда повитухи — очень деликатная тема. Нигде и никогда размер этой платы не оговаривался. И особая этика профессии не позволяли повитухе говорить на эту тему или заранее выбирать состоятельных родителей. Но при этом родители сочли бы бесчестием для себя оставить повитуху без награды, чем могут, деньгами, продуктами, вещами. Обязательный подарок повитухе: мыло, полотенце и хлеб. А остальное — по возможности хозяев.

И наконец особый, уникальный вид вознаграждения повивальной бабки — коллективный, на крестинах. Мы помним, что крестины для повитухи — тот профессионально гарантированный срок, после которого она как бы передавала ребенка на попечение Богу, буквально из рук в руки. Поэтому на крестинах повитуха была и самой чествуемой гостье, и хозяйкой. Зачастую она и готовила сама крестильный обед для всех гостей, и на стол подавала. Обязательное блюдо на таком обеде — «бабина каша». Повитуха обносит ею гостей с приговорами и пожеланиями здоровья и плодородия. После того, как каша из горшка вычерпана в миски гостей, горшок разбивался. А гости считали долгом своим одарить повитуху деньгами — это считалось подарком родившемуся ребенку.

Продолжение цикла: Что день грядущий мне готовит?

Кто такие повитухи?: 2 комментария

Добавить комментарий