Первая половина четвертого века нашей эры.
Юное христианство неспешно завоевывает европейский мир — не мечом, но кротостью и стоицизмом.
А по северной Африке, на развалинах высокой и роскошной египетской цивилизации уже давно кочуют христианские берберийские племена, люди загадочного происхождения с красивыми полуарабскими-полуевропейскими лицами. Постепенно они богатеют, становятся оседлыми и все больше и больше сплетаются с европейцами, занявшими весь африканский север.
В такой богатой берберской семье родилась в 331 году женщина по имени Моника. Знакомство с достижениями римской цивилизации чуть не закончилось для нее трагедией — у юной девушки сложилась потребность в алкоголе. По-видимому, спасла ее старая служанка-христианка, которая привила ей настоящие христианские правила жизни.
Выдали замуж Монику за римского чиновника Патриция, человека неплохого. Но был он чиновником в разлагающемся римском государства, погрязшем в коррупции и разврате. А с волками жить — по-волчьи выть! Много пришлось с терпением и кротостью перенести Монике побоев и оскорблений, пока супруг не опомнился и не научился уважать ее взгляды и образ жизни, а научившись, сам стал христианином. А Моника, проявившая столько мудрости и терпения в семейной жизни, осталась в истории Святой Моникой.
13 ноября 354 года у супругов, христианки и язычника, родился сын Августин Аврелий. Латинская грамота далась ребенку легко. Окончив школу в родном городе Тагасте (на территории современного Алжира), он был отправлен сначала в крупный город Мадавру, а затем и в Карфаген, где несколько лет обучался риторике.
В своей «Исповеди» Августин не пытается приукрасить себя. Со всей откровенностью он рассказывает о своем молодом легкомыслии, с которым он сходился с женщинами, не помышляя о женитьбе, так как они были слишком низкого происхождения.
В 373 году у юноши проснулся интерес к философии, он изучает классические римские и греческие труды, увлекается манихейством и неоплатонизмом. В это время в его руки попадают и послания апостола Павла.
Существует легенда, что однажды в саду Августин услышал голос ребенка, который предложил ему развернуть свиток, который был в его руках. И это было Послание к римлянам.
Пораженный прочитанным, Августин вместе с матерью и двоюродными братьями удалился на виллу к одному из своих друзей-философов. И там в беседах и размышлениях начало складываться его новое вИдение мира. Там появляются его первые философские диалоги.
В 387 году Августин с братьями приняли христианство. Моника и Августин распродали все имущество и раздали бедным вырученные деньги, а сами отправились на родину в Тагаст. По пути умерла Моника, и добрался Августин до родного города один.
Там он основал монашеский орден и 40 лет провел в богослужении и богословских трудах.
Удивительным образом труды Блаженного Августина заложили основы всей христианской европейской культуры. На его философских трактатах и диалогах воспитывались студенты средневековых университетов и продолжали изучаться в эпоху Ренессанса, когда средневековые нормы жизни ушли в прошлое. Эпоха классицизма и Просвещения, казалось, должна была бы поставить крест на христианском философе-мистике, но его продолжали читать и изучать.
Имя его для христианской культуры стало тем же, что и имя Гомера для античной культуры
Продолжение цикла: «Мадонна Исида»