Думаете, это стандартная автобиография? Родился, учился, женился?
А вот нет! В рассказе под названием «Автобиография» Аркадий Аверченко, кажется, впервые умудрился совместить несовместимое.
Он примерил на себя маску своих странных, смешных, нелепых, непутевых героев.
Получилось удивительное существо. Деловой, с хитрецой, весьма проницательный с самого рождения.
Прием героя-рассказчика не нов. И читатель уже достаточно привык к тому, что рассказывать некую историю может вовсе не автор, а некий человек с собственным характером, с собственной судьбой и вполне, возможно, совершенно на автора не похожий.
Но здесь перед нами чудо. Впервые этот прием использован в таком сугубо правдивом жанре, как автобиография.
Впоследствии этот прием подхватят многочисленные подражатели. И для нас, выросших на скетчах «Кривого Зеркала», это уж не новинка. Но этот прием, как и многие другие, активно сейчас использующиеся, был открыт Аркадием Аверченко.
Итак, за какой же маской прячется великий юморист в своей «Автобиографии»?
Сын дельца неудачника, вечно пытающегося каким-нибудь образом разориться, растет в атмосфере бизнеса. И даже если разневанный отец собирается сделать его шелковым, то это потому, что с шелком отцу работать сподручнее.
Две ярких характеристики сопутствуют герою этой «Автобиографии». Во-первых, он чудовищно ленив и на любом рабочем месте ухитряется не работать. И во-вторых, невероятно тщеславен.
Опять любимый прием многих поколений сатириков, открытый Аверченко. Ему чудится, что все события в мире происходят в связи с его персоной.
В день его рождения звонят по всей России колокола. Правда, это совпало с каким-то церковным праздником.
Первый же его напечатанный в газете рассказ тут же удвоил количество подписчиков. Правда, это совпало с началом русско-японской войны.
И под финал герой «Автобиографии» лукаво намекает, что прибытие в Россию иностранных делегаций, коронованных особ и президентов на самом-то деле вызвано стремлением всего мира познакомиться с ним, издателем «Сатирикона». И несколько раз с забавной непосредственностью не к месту вставляет рекламу.
Этот прием был когда-то использован Чарльзом Диккенсом в его романе «Николас Никльби». Хозяин захудалой провинциальной школы Сквирс автоматически повторяет рекламу своего заведения при каждом удобном и неудобном случае.
Как видите творчество Аркадия Аверченко с успехом можно использовать в качестве учебного пособия для начинающих юмористов.
Продолжение цикла: «Золотой век» Аркадия Аверченко