Он родился в 1 году нашей христианской эры. По существу, ровесник Христа.
И также, как о Иисусе Христе, мы знаем об Аполлонии Тианском только по преданиям, записанным три века спустя.
Может быть, в людской памяти они слились в одного чудотворца и поделили между собой чудеса.
Непорочным было зачатие Иисуса и благословенным было зачатие Аполлония. Во время беременности матери Аполлония во сне явился бог Протей. Удивительный, загадочный, неуловимый морской бог, меняющий облики и прорицающий будущее. Во сне мать Аполлония приняла приход Протея без страха, как будто хорошо знала его, и спросила: «Кого рожу я?» «Меня», — ответил ей Протей. Тоже непорочное зачатие?
Отрывочные сведения о жизни и чудесах Аполлония далеко не так тщательны выверены и структурированы, как Евангелие. Но они поражают и наводят на размышления.
Наверно, человеку, жившему две тысячи лет назад, было вполне достаточно назвать необъяснимое Чудом. Это решало все проблемы и исключало объяснения. А нам в нашем третьем тысячелетии все хочется придумать каждому чуду объяснение и превратить в теорию.
Что известно об Аполлонии. В отличие от Иисуса Христа, родился в богатой и знатной семье. С детства увлекся философией, которая в то время объединяла все известные науки. Это привело его в храм Асклепия, бога медицины и врачевания. Здесь он изучал медицину и здесь проходил практику совершенно непривычным для нас образом, искусом молчания. В молчании провел он пять лет.
Опять-таки наводит на размышление. Что происходит с сознанием человека при отказе от речи? Отказ от речи — это приглушение работы левого, логического полушария. А значит, активизация полушария правого.
Интересно, это только в нашем русском языке из древнегреческого слова «логос» выросло слово «лгать»? «Мысль изреченная есть ложь…», как сказал Ф.И.Тютчев.
Но вернемся к Аполлонию Тианскому.
С честью пройдя искус молчанием, Аполлоний раздает все свое наследство и состояние и посвящает свою жизнь путешествиям по миру. Греция, Африка, Малая Азия, Индия — все исхожено в одиночку. Не было с ним двенадцати апостолов. Некому было ловить каждое его слово и фиксировать каждое чудо. Но предания остались в народной памяти.
Например, такое. В день свадьбы в Риме вдруг умирает невеста. Сейчас мы назвали бы это комой. Но две тысячи лет назад неподвижность и бездыханность в течение многих часов могла быть только смертью.
Траурная процессия встретилась путнику в ветхом пыльном рубище, и сказал он: «Поставьте носилки, я осушу ваши слезы».
Почему процессия остановилась, почему послушали странника родные и плачущий жених? Не чудо ли?
Аполлоний спросил имя невесты, и ему назвали имя. Может быть, ждали надгробной речи, которая могла бы как-то всех успокоить? Но Аполлоний не с толпой заговорил. Он произнес несколько слов на незнакомом языке. С кем он говорил? Какие силы призвал на помощь?
И невеста открыла глаза и заговорила. День скорби для Рима обернулся днем ликования.
Возможно, пятилетний искус молчанием отучил Аполлония использовать речи для лжи. Он называл вещи своими именами, зло называл злом и тиранов тиранами. Если Нерон не обратил внимания на крамольную правду странствующего мудреца, то император Домициан приказал смутьяна схватить.
У всех нас последние столетия зафиксировался внутри синдром загнанного зверя. «От сумы и от тюрьмы не отрекайся», — гласит народная мудрость. Еще наши деды жили в обстановке, когда к каждому мог прикатить ночью черный воронок и исчезал человек бесследно в пасти ГУЛага. Тем фантастичнее звучат для нас предания о суде над Аполлонием.
Скованного Аполлония приводят в темницу ждать суда. Как это нынче называется? Камера предварительного заключения? Сейчас вроде не сковывают, но охрана хорошая.
В те времена, по—видимому, хорошую охрану заменяли оковы на руках и ногах.
Аполлоний в темнице легко сбрасывает с себя оковы. Что он для этого делает? Ломает их? Или меняет облик, подобно родителю богу Протею?
Но оставшись без оков, которые наверно приносили ему неудобство, он темницы не покидает. Хотя мог бы может быть, сломать двери и стены, если он так силен. Или превратиться в нечто бесплотное и бесформенное, если такова его способность, и тоже выскользнуть из—под замка. Но Аполлоний спокойно ждет суда уже без оков.
Зачем ему нужен суд? Вероятно, чтобы сказать о себе правду.
Современные исследования осторожно говорят о том, что Аполлоний в результате собственной защитительной речи был оправдан и освобожден. Предание говорит о другом.
Высказав все, что требовала его мудрость и совесть, Аполлоний просто исчез на глазах судей и стражи. Исчез из Рима, чтобы возникнуть ниоткуда в Неаполе. И опять в путь по земле.
Продолжение цикла: Божественный Август