В ее игре, в ее личности, во всем ее облике было что-то колдовское!
И оценить это сейчас невозможно! Редкие сохранившиеся кинокадры 20-30 годов, очень плохого качества, слишком контрастные, нечеткие, без звука, не дают верного впечатления.
Но она буквально завораживала зал.
Было что-то колдовское в тембре и интонациях ее голоса, что заставляло вслушиваться в каждый звук.
Было что-то колдовское в ее пластике, в самых обычных движениях, которые буквально приковывали к себе взгляд.
Искусствовед Эмилия Александрова 60-х годах прошлого века вспоминала о своих впечатлениях об игре Алисы Коонен в спектакле Камерного театра «Привидения» по пьесе Г.Ибсена.
На сцене идет напряженный, сложный для понимания диалог. Ловкий мошенник дурачит главного героя пастера Мандерса. А мать его фру Альвинг, Алиса Коонен, сидит в глубине сцены и вяжет. Ее будто и нет, часть декорации.
И вдруг в какой-то момент она поднимает голову. С этой секунды весь зрительный зал видит только ее. И видит всю эту сцену ее глазами, в ее восприятии.
Вот такое актерское таинство, которому не требуется киношного крупного плана.
Родилась эта великая актриса в 1889 году. Родители ее были бельгийцами по происхождению.
В 16 лет она поступила в МХАТ к Станиславскому, была одной из любимейших его учениц.
Это, кстати, предупреждает нас об опасности неверной трактовки системы Станиславского, как культа реализма и бытовой небрежной скороговорки. В любой своей роли, от комических до трагических, Коонен всегда была чуточку над реальностью.
Первую свою роль сыграла в 19 лет. Это была девочка Митиль в «Синей птице» М.Метерлинка.
Но по-видимому, все же не укладывалась Алиса Коонен в формат МХАТа. Ей требовались другие формы театра.
В 1913 году она приходит в Свободный театр великого экспериментатора и романтика Константина Марджанова. Существовал театр всего один сезон. Но это сыграло в жизни Алисы Коонен ключевую роль. Здесь она познакомилась со своим мужем Александром Таировым, будущим создателем Камерного театра.
Это был театр, буквально построенный вокруг личности Алисы Коонен, для нее предназначенный. Здесь она сыграла своих удивительных героинь: Федру, Андриенну Лекуврер, Эмму Бовари.
Печальна судьба этого театра и его создателя Александра Таирова.
В 1949 году пришла его очередь быть обвиненным в формализме, космополитизме и других смертных грехах. С обывательской точки зрения еще повезло. Не осудили, не сослали, не расстреляли. Всего лишь расформировали театр. А Таирову еще и работу дали — режиссером в театре М.Вахтангова.
Но для Таирова это было равносильно смертной казни. Он так и не смог воспользоваться широким государственным жестом. После пережитого потрясения у него развилась злокачественная опухоль мозга, от которой он умер в 1950 году.
Чуть позднее Камерный театр, переименованный в театр имени Пушкина, начал работу с другим режиссером.
И тут начинается мистика. Слухи по Москве, будто Алиса Коонен прокляла эти стены, погубившие ее мужа.
Одна за другой проваливаются премьеры. Это понятно и ничуть не мистично. Зритель, привыкший приходить в это здание на спектакли гениального режиссера Таирова, натыкался на серый советский реализм позднего сталинского времени.
Но в стенах театра появляются привидения. Их видят и слышат десятки людей. Это настолько стало фактом, что в 1990 году был приглашен священник из только что восстановленной церкви Иоанна Богослова, на территории которой когда-то и был создан театр.
Был отслужен молебен, окроплены святой водой сцена, зрительный зал и все служебные помещения.
Но, говорят, это не помогло!
Продолжение цикла: Мария Бабанова