Альбигойцы

Supplice_des_Amauriciens

Окольные пути христианства

Как представляем мы себе средневековье? Что-то темное, тихое, непонятное. Все это потому, что по версии школьных учебников в эти десять веков (целое тысячелетие!) человеческой истории в Европе ничего особенно интересного не происходило. Ну споры какие-то религиозные затевали: один вселенский собой, другой вселенский собор. Приходили в Европу то турки, то мавры, от них оборонялись. Сменяли друг друга неведомые королевские династии. И об этом все как-то вскользь, в двух-трех словах. А ведь то, что мы запомним с детства, остается потом неким фундаментом в нашим сознании.

Особенно затушевывалось новой историей то, что составляло настоящую суть средневековья. Процесс превращения человека эпохи античности, с его многобожием, нежной любовью ко всему материальному миру и одновременно с поразительным цинизмом, в человека эпохи христианства с привычными для нас представлениями о долге, чести, достоинстве, о высоких духовных ценностях. И процесс этот шел целое тысячелетие. И шел болезненно и жестоко.

Христианство поставило перед человечеством такую высокую планку, к которой оказались не готовы не только люди, но и жрецы нового культа.

Помните в Евангелии чем искушает Христа дьявол? Предлагает превратить камни в хлеб, чтобы насытиться. То есть свести божественную духовность к материальным потребностям — то, к чему пришла античная культура. Затем предлагает проверить свое бессмертие опытным путем — бросившись вниз с высоты. То есть по существу опять-таки предлагает применить к духовному познанию научные материалистические инструменты, эксперимент. То, на чем с 18 века вырос и расцвел научный атеизм, чтобы к концу 20 века полностью себя дискредитировать.

И наконец предлагает высший человеческий соблазн — власть над миром! И ни одно из существующих сейчас направлений христианства не удержалось от этого соблазна — властвовать, управлять, карать и миловать!

В 1145 году аббат Бернар из Клерво, богослов, мистик, при этом вдохновенный чиновник того государства, которым становилась католическая церковь, вдохновитель крестовых походов 12 века, забил тревогу. На его взгляд в городах Средиземного моря выросла страшная ересь. Особенно зараженным этой ересью по версии Бернара был город Альби, которй стоял на территории департамента Тарн в районе Альбижуа в современной Франции. По названию этого города еретики этого нового направления получили название альбигойцев.

В современной науке эти люди называются «катарами», а направление «катаризмом».

И развязывается настоящая война для искоренения этой ереси. А длилась эта война не много не мало 200 лет, пока не были уничтожены последние из альбигойцев. Попутно в ходе этой войны специально для борьбы с ересью и любым инакомыслием был создан орден доминиканцев и в ХIV веке запыталали первые инквизиторские костры.

Чем же так напугала официальное, государственное католичество эта вера альбигойцев?

А тем, что пыталась вернуть христианство к его истокам, к тому, что было принесено людям самим Христом. Поэтому священной книгой альбигойцев была не Библия, а только Евангелие. Но священники альбигойской общины были настолько умны и начитаны, что в богословских дискуссиях с католическими прелатами легко выходили победителями.

Как же видели мир альбигойцы?

Начать с того, что они с легкостью сняли с Создателя проблему теодицеи. Сколько копий было сломлено в истории христианства по поводу оправдания действий самого Бога! Как может допускать зло всесильный, всемогущий, который при этом и всемилостивейший? Одно с другим необычайно трудно связать. Если столько зла на земле, то Бог или не всемогущий, или жестокий и мстительный.

Альбигойцы решили проблему, поделив сферы влияния. Весь мир, вся Вселенная создана Богом, а вот Землю создал дьявол — падший ангел Люцифер. Создал для мести Создателю и вечной борьбы. И обманным путем выманил из райского сада на землю создания Божьи — Адама и Еву. И получили они на Земле материальную оболочку, тела, дьявольские творения. Так и живет теперь мир. На Земле хозяйничает дьявол, и все земное и материальное — в его ведении. Единственное, что осталось нам, людям, от Создателя, это дух наш. Мы можем отказаться от него, подчинив его телу — и останемся под властью Дьявола. Мы можем отречься от своих телесных, материальных нужд, и обратиться духом своим к Создателю.

По версии альбигойцев вся Библия — это земная история человечества, дьявольская история. История вечной борьбы дьявола с Богом. Поэтому обличье Бога в Библии искажено. Чтобы сказать людям правду о себе Бог принял человеческий облик Христа и пришел людям принести истину.

А истина эта в том, что мир, который видят люди на земле перед глазами — это мир не существующий, иллюзорный. Дьявол на самом деле создавать ничего не умеет, он умеет только лгать, создавать видимость.

Беда в том, что люди, божественные души, заражены, заморочены этим дьявольским видением. Но постепенно все они, пройдя через несколько возрождений, накопив знаний и горького опыта, придут к Создателю и отрекутся от материального мира. И когда к Создателю вернется последняя зараженная дьяволом душа, этот видимый нами мир исчезнет, наступит то, что называется концом света. На самом деле будет это всего лишь конец власти дьявола. А жизнь человеческая будет в бесконечном мире Создателя.

Из всего этого выводы делались следующие. Вся католическая религия, ставшая государством в государстве, тоже попала под власть дьявола. Для нее теперь необходимы эффектные ритуалы, роскошные храмы. Для общения с Создателем ничего этого на самом деле не нужно. Мы всегда с ним рядом, а ритуалы и антураж только отдаляют нас от этого общения. Молиться надо не текстом, а душой и в любом месте, где хочется молиться. Днем, ночью, в лесу, на берегу моря. Если есть потребность, будет и молитва.

Массовые казни альбигойцев поразили Европу тем, что выглядели они как истинные христианские мученики. Шли на костер светло и радостно. Им не жаль было своей дьявольской материальной оболочки!

Добавить комментарий