Велика премудрость, велико искусство дать новорожденному верное, счастливое имя! Как назвать новую книгу, чтобы читатель откликнулся сразу, угадал написанное для него и ни для кого другого?
Большой мастер русского слова, академик Академии Российской словесности, автор книг, переведенных на многие языки мира, писатель, удостоенный государственных и литературных наград, Ирина Евгеньевна Ракша владеет таким колдовским мастерством!
«Золотые опилки» – так называется новая книга воспоминаний и размышлений о прошлом и настоящем.
Разве золото пилят? Разве не отливают этот драгоценный мягкий металл в заданную форму, да так, чтобы ни кусочка не потерялось? Откуда же взялись золотые опилки?
Да вот прошелся хищный XX век острыми зубьями по человеческим золотым судьбам, разбросав крохи по городам и весям, – собрать бы их теперь!
И бережно собирает женщина, в честь которой названа Иринарой планета (РАН) № 5083, крупицы своей судьбы, частички памяти о родных, друзьях и близких,
чья жизнь была жизнью разрушенного государства СССР.
С каким непостижимым искусством сплетаются эти кусочки в единую ткань повествования, поразительно динамичного, будто летящего перед глазами, перепрыгивающего через десятилетия!
Прорастают в сознании читателя яркие картины. Солдатская деревянная ложка хранится в стакане – ложка, которую вытащили из голенища сапога солдата, убитого в бою, – надо же накормить усталого военного врача, прадеда Ирины Ракши. Она почти плоская, эта ложка, чтобы не резала ногу в сапожном голенище.
Лихая алтайская «амазонка» на буйном коне из озорства обдает облаком пыли старого поэта Михаила Светлова. Через несколько лет он напишет предисловие к первой книге этой девчонки, Ирины Ракши, благословив свою студентку на великий путь в литературу.
Тазик – хранитель домашнего очага, основа спартанского благополучия советской семьи середины XX века. Кто бы мог подумать, что с его помощью, можно даже… одежду шить?
Густой голос Бориса Пастернака – к нему пришла целая толпа студентов, чтобы поддержать любимого поэта, ошельмованного советской бюрократической культурой.
Непостижимые молодые люди поколения 60-х годов, опьяненные обманчивой свободой хрущевской оттепели: поэты, писатели, художники, кинематографисты. Кто-то из них исчезнет бесследно. Кто-то станет классиком, но только после своей ранней смерти.
И безнадежно забытые генералы советской литературы, упоенные славой!..
Водитель такси Ирина Ракша!.. Вот так с гибелью Советского Союза круто поворачивались пути-дороги, испытывая людей на прочность. И академик Российской словесности, женщина с планеты Иринара, испытала на себе и эту опасную в 90-х годах профессию.
Не один десяток профессий, причем достаточно мужских, в ее трудовой книжке. И остаться при этом красавицей, любимой женой и музой удивительного художника Юрия Ракши! Столько этих золотых осколков памяти о горячей любви и духовном родстве двух ярких и сильных творцов на этих страницах.
В чем тайна этой книги? В чем тайна всего творчества этой замечательной российской писательницы?
Может быть, в истинно христианской всеобъемлющей любви ко всему живому и светлому, особенно к тому, что нуждается в защите. В той любви, которая не разрешала «амазонке» Ирине Ракше пребывать в покое, если рядом была чья-то боль.
«Золотые опилки» Ирины Ракши впиваются в уснувшую совесть, чтобы всегда была в пути!
Читайте книгу Ирины Ракши «Золотые опилки» https://www.litres.ru/irina-raksha-19245746/zolotye-opilki/?Ifrom=266045209