С 1846 года в литературных кругах Петербурга гулял скверный анекдот о начинающем писателишке Федоре Достоевском, которого захвалили так, что возомнил он о себе невесть что.
Сыграла свою роль и экспрессивность Белинского, тогдашнего властителя дум. Его восторженный отзыв о первом романе Достоевского «Бедные люди» тут же возбудил зависть писательской братии. А сам Белинский, всколыхнув публику, к дальнейшим произведениям Достоевского относился довольно прохладно и скептически.
Особую роль в этой истории сыграла и журнальная война. Прекрасно издаваемый А.А.Краевским журнал «Отечественные записки» долгое время был на вершине журнального Олимпа. И вот явился на свет выкупленный у семьи А.С.Пушкина «Современник» и объединил вокруг себя молодых, прогрессивно мыслящих литераторов под руководством И.И.Панаева и Н.А.Некрасова. Борьба за авторов разыгралась нешуточная. Кто не с нами, тот против нас.
Ф.М.Достоевский был по своим взглядам ближе к Современнику, приглашали его в редакторы и авторы долго и упорно. Но он, связанный контрактом с Краевским, вынужден был отказаться от сотрудничества с Современником.
И начинается открытая травля «зарвавшегося гения». Язвительным И.И.Панаевым был опубликован пасквиль в форме письма Белинского Достоевскому с намеком на какую-то публикацию в каемке. Слух обрастает новыми и новыми подробностями. Рассказывают, что Достоевский, страдающий манией величия, потребовал, чтобы его произведения публиковались исключительно с золотым бордюрчиком.
И спустя 10 лет снова возвращается Панаев к этой пикантной истории в форме комической поэмы, где редактор пытается ублажить некоего пафосного автора:
Ты доволен будешь мною,
Поступлю я, как подлец,
Обведу тебя каймою,
Помещу тебя в конец.
И снова вдруг вспоминают об этом спустя 20 с лишним лет в 1880 году. В воспоминаниях П.В.Анненкова эта история объявлена достоверным фактом, и предстает перед нами Федор Достоевский игроком, пьяницей, транжирой и при этом манией величия страдает.
Что же это за история с «золотым бордюрчиком», из-за которой Достоевского травили 30 лет?
В 1846 году Некрасов готовит издание альманаха Петербургский сборник. Наряду с целым рядом авторов, там принял участие и Достоевский со своей повестью «Бедные люди». К повести были подготовлены иллюстрации прекрасного художника П.П.Соколова.
И вот по какой-то странной причине эти иллюстрации в альманахе не появились, хотя многие произведения были проиллюстрированы. Например, каждое стихотворение Тургенева (в то время он был начинающим поэтом) было снабжено рисунком. А небольшой рассказ И.И.Панаева был буквально усыпан 25 картинками.
Удивленный этой ситуацией Достоевский пишет Некрасову письмо, в котором спрашивает, куда же делись иллюстрации к его повести. Они же были сделаны! И в шутку прибавляет: хоть бы каемочкой какой обвели, если места для иллюстраций не нашлось!
И свершилось: каемочка пошла в народ! Транформировалась и в золотой бордюрчик, и во всякие иные признаки мании величия! А помогли этому молодые писательские амбиции и жестокая журнальная война.