Поговорим о ямбе. Это, пожалуй, самый классический из всех классических стихотворных размеров.
Это и самый нейтральный из размеров, эмоционально самый неокрашенный. Давайте разберемся почему.
Стопа состоит из безударного и ударного слога. Именно в этом порядке: безударный — ударный. Ударный слог у нас всегда подсознательно оставляет ощущения движения вниз, давления. А безударный, по отношению к ударному, всегда легкий, как будто тянущийся вверх. Вверх-вниз, вверх-вниз. Что это вам напоминает? Какие ассоциации вызывает?
Это ритм человеческого спокойного дыхания, самый естественный для человека рисунок ритма, наиболее легко воспринимаемый.
Итак, ямбическая стопа — это безударный и ударный слог.
Давайте посчитаем, сколько стоп в этой строке. Полноценная стопа обязательно с ударением. В нашей стихотворной строчке четыре стопы с безударным хвостиком..
Перед нами четырехстопный ямб.
Вот это эмоциональная точка отсчета, состояние нейтрального покоя. Мы потом с вами понаблюдаем, какие краски вносит в стих разное количество стоп.
Почему именно четырехстопный ямб вносит такое ощущение покоя? Мы уже сравнили ямб со спокойным дыханием. Если вы знакомы с йоговской гимнастикой, то знаете, что самое естественное человеческое дыхание идет на четыре счета. Четыре счета на вдох, четыре на выдох. Вот это число 4 — важная основа нашего дыхания. Похоже потому и четырехстопный ямб ощущается самым спокойным и умиротворенным.
И именно благодаря этой своей эмоциональной нейтральности он служит прекрасным фоном для серьезных, глубоких философских размышлений. Это размер, которого мы не замечаем, он не оттягивает на себя внимание, поэтому слушатель сосредотачивается на смысле.
Перед нами классический гармонический четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой и чередованием мужских и женских рифм.
Что значит перекрестная рифмовка? Строки срифмованы через одну, накрест.
Что значит мужские и женские рифмы? Мужские окончания — это ударные окончания. Они придают строке жесткость, акцентность.
Женские окончания — безударные, они смягчают строку. Вот это чередование акцента и смягчения и рождает классическую гармонию.
Сейчас перед нами схема эталона поэтической гармонии. Все изменения этой схемы вносят какую-то свою эмоцию, краску, оттенок.
Здесь хочу обратить ваше внимание на одну особенность классического четырехстопного ямба. Мы уже сегодня говорили о том, что он эмоционально нейтрален.
Это совсем не значит, что стихи, написанные четырехстопным ямбом лишены эмоций. Этот ритм просто не добавляет в содержание стиха никакой посторонней окраски. Он как метроном отстукивает ритм. И в этом его особая сила и преимущество. Он как задумчивое лицо без эмоций. Но мы-то знаем, что человек в это время решает какую-то серьезную для себя задачу, поэтому за лицом своим не следит, не улыбается, не хмурится — ему не до того.
Посмотрите, каким мощным может быть четырехстопный ямб, какая философская глубина ему доступна!
Есть и оборотная сторона у этой естественности четырехстопного ямба.
А.С.Пушкин свою загадочную поэму «Домик в Коломне» начинает такими строками:
Вот интересно, почему так странно отозвался о ямбе Пушкин?
Да, вот именно всякий и пишет, потому что этот размер самый естественный. И первые экспромтные стихотворные строчки, которые нам на ум приходят, — чаще всего именно четырехстопный ямб. Он как будто сам из нас вырастает.
А теперь давайте посмотрим, что меняется с изменением количества стоп.
Вот перед нами трехстопный ямб.
Если продолжить эту нашу аналогию с дыханием, то какую картину мы видим? Оно как будто ускорено, правда? При каком душевном состоянии это может быть? От радости, от боли, от страха. Вот и появилась эмоциональная окраска.
Мы сейчас даже можем закрыть глаза на содержание — ритм нам уже наполовину рассказал о душевном состоянии автора.
А вот перед нами очень редкий размер — двустопный ямб.
Здесь впечатление не просто скорого дыхания, а как будто оборванного. Легкая даже дисгармоничность появилась, как будто порыв ветра куда-то этот стих сдувает.
И вот посмотрите, какой фокус. Почему бы эти двустопные строчки не слепить попарно, чтобы получились нормальные, четырехстопные. Что мешает?
Как-то так, быть может?
Играй, Адель, не знай печали;
Хариты, Лель, тебя венчали
И колыбель твою качали…
Посмотрите. Как будто какая-то шероховатость не позволяет их соединить. Понаблюдайте, что за шероховатость такая?
Строка «не знай печали» оканчивается на безударный слог, и с безударного слога по схеме ямба начинается следующая строка. Образуется как будто лишний слог, как легкая пауза, как взмах руки в вальсе. Этот цепляющий нас «лишний» слог придает чеканному ямбу неожиданно вальсовый оттенок.
А теперь глянем в другую сторону.
Вот пятистопный ямб.
Что там с дыханием строки? Каким стало дыхание?
Что вы скажете об этом эмоциональном состоянии? Когда дыхание человека становится глубже, протяженнее? Возможно, в глубокой задумчивости, в некоей отрешенности от бытия.
А вот вам ямб шестистопный. Что скажете?
Есть ощущение замедленности действия, медленного дыхания, медлительной речи, какой-то глубокой думы, пожалуй, печальной. Глубокие думы обычно оказываются печальными.
И пожалуй, есть в шестистопном ямбе какая-то мистическая затягивающая, обволакивающая вязкость. Он завораживает, как рапидные кинокадры, и позволяет увидеть воочию нечто скрытое повседневной суетой.
Вот таким глубоким, выразительным и проникновенным может быть ямб!
Продолжение цикла: Улыбка хорея
Ямб: 1 комментарий