Он всегда шел своим непостижимым путем! Выбирал самые непроторенные дороги и с азартом исследовал все встречающиеся преграды.
Начать с того, что родился он в Пензе совершенно под другим именем, немецким, потому что родился он в добропорядочной немецкой многодетной семье хозяина винного завода. Мальчик получил при рождении роскошное имя Карл Казимир Теодор.
После окончания гимназии поступил на юридический факультет Московского университета. А когда достиг совершеннолетия, в 21 год, неожиданно сменил вероисповедание. Прошел православное крещение и стал Всеволодом Эмильевичем. Имя Всеволод выбрал себе сам, в честь Всеволода Гаршина.
Но параллельно с учебой на юридическом факультете Мейерхольд начал обучение еще и в Театрально-музыкальном училище у В.И.Немировича-Данченко, причем принят был сразу на второй курс.
Постепенно юриспруденция отошла на задний план, театр стал судьбой.
В 1898 году выпускники курса Немировича-Данченко пришли в только что родившийся Художественный общедоступный театр.
Здесь Мейерхольд сразу стал одним из ведущих актеров.
Но путь у него был свой.
В 1902 году он выходит из труппы, чтобы стать режиссером. Свою собственную труппу он набрал в Херсоне и назвал ее Товарищество новой драмы.
Приглашает Мейерхольда в качестве режиссера и Станиславский, он в это время создает собственный театр-студию. Но спектакли, поставленные Мейерхольдом, так необычны по форме, что повергают публику в шок. Это вызвало серьезные разногласия со Станиславским.
Если Станиславский утверждал, что режиссер должен умереть в актере, то для Мейрхольда актер был лишь инструментом для воплощения идеи. А идеи были так сложны и необычны, что актерам просто не хватало подготовки.
Мейерхольду нужен был собственный театр и собственный актер.
В 1906 году он по приглашению Веры Комиссаржевской приходит в ее Драматический театр в Петербурге и здесь он получает возможность воплотить свои уникальные идеи, которые позже назовут театром условности.
Петербург в начале ХХ века — это родина новой культуры, здесь принимаются любые искания и воплощения. Работоспособность Мейерхольда в это время просто поражает. Он был способен одновременно работать над несколькими спектаклями. В это время складывается его собственная система подготовки актеров, которую позже он назвал «биомеханикой». Его открытия в этой области стали основой для современного курса сценического движения в театральных институтах.
Революцию Мейерхольд принял с воодушевлением, это было ему близко. В 1918 году вступил в партию большевиков.
По приглашению Луначарского он ведет курсы мастерства сценических постановок и заведует Театральным отделом Комитета просвещения.
В 1921 году он наконец осуществляет давнюю мечту — создает свой театр, который был назван им Театр РСФСР, чуть позже, театр Актера. Сейчас этот театр носит имя своего создателя.
Почти одновременно Мейерхольд работает и в Театре Революции — и этот театр он ставит на ноги.
Слава его растет. Он становится иконой стиля, гуру нового революционного искусства не только для советской России.
Но советская Россия вступала в новую свою эпоху.
Первый звонок прозвучал в 1928 году, когда Мейерхольд с женой Зинаидой Райх отправились во Францию. Режиссер нуждался в лечении. И планы относительно гастролей Театра в Париже уже обсуждались.
Дела задержали Мейерхольда за рубежом несколько долее запланированного. И советское руководство вдруг сочло режиссера «невозвращенцем». Был уже практически отдан приказ закрыть его театр и распустить труппу, но режиссер успел вернуться.
В 1930 году запланированные гастроли состоялись. Русские актеры-эмигранты советовали Мейерхольду действительно остаться в Европе, не возвращаться в Россию. По воспоминаниям Михаила Чехова, режиссер прекрасно видел сгущающиеся тучи, осознавал опасность. Но не мог не вернуться. Это было делом чести.
В 1934 году — второй звонок. Сталину не понравился новый спектакль Мейерхольда «Дама с камелиями». Советской театральной критике был отдан приказ, и началась травля.
В 1938 году Театр Мейрхольда был закрыт, а в 1939 году сам режиссер арестован.
Жена его Зинаида Райх была убита, кем — неизвестно! Не нашли, конечно! Советскому руководству давно не нравилась ее прямолинейность и принципиальность.
А Мейерхольда под пытками заставили подписать признательные показания, и после обвинения по 58 статье он был расстрелян.
Продолжение цикла: Режиссер-художник Николай Акимов
Каких талантливых необыкновенно прозорливых и результативных великих людей мы , Россия в целом лишилась ….. не поправимо ……
Подобные люди — такие высокие точки, что принимают на себя все молнии!