Такова актерская судьба: при всей яркости этого труда и всеобщем восторженном почитании приходится им быть лишь инструментом в руках других творцов. Творит драматург или автор сценария. Творит режиссер. А актер воплощает. И если оставляется ему простор для творчества, то в достаточно замкнутых рамках.
Поэтому наверно большинству наших талантливых актеров при всей их катастрофической загруженности присуще желание творить во многих областях. Они уходят в режиссуру, пишут книги, рисуют, лепят — творят везде, где можно почувствовать себя творцом.
Замечательному российскому актеру Владимиру Рецептеру всегда было тесно в рамках своей профессии. Он награжден природой творческими возможности сверх всякой меры!
Но самое главное, он глубокий мыслитель во всем, что доступно его творчеству!
Родился Владимир Рецептер 14 февраля 1935 года в Одессе.
По-видимому, был во время войны эвакуирован в Ташкент. Здесь же закончил школу и филологический факультет университета и параллельно с этим актерский факультет театрально-художественного института.
И то, с чего началась его актерская судьба, было поистине поразительно. Моноспектакль Владимира Рецептера «Гамлет» сразу стал событием в начале 60-х годов.
Этот моноспектакль был в свое время записан на грампластинках, легко можно найти записи и в интернете.
Начинающий актер сделал небывалое. Для воплощения целого спектакля ему не понадобились ни декорации, ни костюмы. Только он сам, мгновенно меняющийся с каждой репликой. Для того, чтобы из Гамлета превратиться в Полония и даже в Офелию, Владимиру Рецептеру не требовалось резко менять высоту голоса. Неуловимо и фантастически менялся тембр — и старый лукавый Полоний превращался в кроткую девушку.
И голос этот оказался неисчерпаемо богат и живописен. К сожалению, это все, что осталось от этого моноспектакля — на пленку заснят он не был. Остались отдельные фото.
Увидев молодого актера в этом спектакле Георгий Товстоногов пригласил его в свой театр БДТ в 1962 году. И с этим театром осталась связана творческая судьба этого редкого актера. Здесь ему посчастливилось сыграть лучшие свои роли в спектаклях «Горе от ума», «Мещане», «Карьера Артуро Уи», «Третья стража» и другие.
С 1964 года Владимир Рецептер появляется и на экранах. Но слишком мало достойного материала мог предложить ему кинематограф. Слишком мало мы видели на экранах героев, которым требовалось бы мыслить, искать, мучиться неразрешимыми проблемами. Да и темы такие сильно не одобрялись советской идеологией. Герой должен был по всякому поводу засучивать рукава и шагать по светлому пути, ни о чем не размышляя.
Пожалуй, единственный фильм, где Рецептеру было, что сыграть, это не очень запомнившаяся картина 60-х годов «Лебедев против Лебедева».
А на Ленинградском телевидении Владимир Рецептер сыграл Грибоедова сразу в двух замечательных спектаклях по повестям Юрия Тынянова: «Кюхля» и «Смерть Вазир-Мухтара».
Очень рано, опять-таки сначала в стенах БДТ, Владимир Рецептер становится интереснейшим режиссером, глубоким и неожиданным.
Он пишет замечательные стихи, блестящую прозу, он занимается научными исследованиями и становится именитым пушкинистом.
В 1992 году он основал Государственный Пушкинский театральный центр и руководит им по сей день. Здесь он поставил более двадцати замечательных спектаклей.
Читайте книги Владимира Рецептера на Литрес https://www.litres.ru/vladimir-recepter/bulgakoviada/?Ifrom=266045209
https://www.litres.ru/vladimir-recepter/u-menya-v-ushah-banany/?Ifrom=266045209
Продолжение цикла: Ольга Садовская