Мастера изобразительного искусства
Немецкая живопись, пожалуй, после ХV века не блистала оригинальностью. Европейский Ренессанс дал миру имена Альбрехта Дюрера, Ганса Гольбейна, Лукаса Кранаха с их поразительной, уникальной духовностью.
А дальше немецкое изобразительное искусство как будто погрузилась в долгий сон, следуя только за потребностями заказчика.
Менялись времена, менялись моды. Немецкий романтизм в литературе будоражил умы и создавал новые направления. А живопись в лучшем случае иллюстрировала устоявшиеся литературные каноны.
XIX век оказался для искусства в целом настоящей эпохой бурь. Представьте себе путь от классицизма начала века до кубизма конца столетия! И особенно интересна в этом отношении середина столетия. Еще действуют академические каноны, но уже работают во Франции художники, которые, разрушая все правила, создают шедевры: Камиль Коро в пейзаже, Гюстав Курбе в жанре, Огюст Ренуар в портрете.
А в Германии еще царит парадный портрет, когда заказчик, в своем лучшем одеянии, при всех орденах, стоит или сидит вполоборота с умудренным взором. Рядом может сидеть жена в ювелирно выписанных шелках и бархате, могут быть и улыбчивые дети с румяными щеками. Художники, мастера таких картин, были в большом почете и один за другим объявлялись гениями, равными Рафаэлю. Сегодня их имена известны только специалистам.
Тем удивительнее и неожиданнее было то, что принес в немецкую художественную культуру Вильгельм Лейбль. Его картины как будто предваряли все неожиданности и повороты живописных направлений будущего: и психологичность реализма, и тонкую игру с цветом и формой импрессионизма, и даже экспрессионистскую тревожность.
И это понятно! Закончив Мюнхенскую Академию изобразительных искусств, Вильгель Лейбль провел несколько лет в Париже. И близкими друзьями его были и реалист Густав Курбе и импрессионист Эдуард Мане.
Люди на его картинах — живые, не приукрашенные, с собственными нелегкими судьбами и печальными мыслями.
Вот знаменитая картина, которую современники назвали «Кокотка». Хотя изображенная на ней женщина — художница, с которой Лейбль был знаком в Париже. Такая неожиданно вольная поза, и забавно надменное пухленькое личико, и длинная трубка в руке. И все это яркими, роскошными красками.
Удивительно сочны и наполнены силой краски на полотнах Лейбля, даже когда рисует он печальные, бедные жилища.
А вот знаменитые «Три женщины в церкви» выписанные так любовно, что можно прочесть текст в молитвеннике.
А посмотрите, как трагична «Неравная пара», решенная в таких бьющих в глаза сочетаниях черного, красного и белого!
Необыкновенно ярким был талант этого художника, почти неизвестного в России
Продолжение цикла: Ван-Гог