Этот замечательный человек сыграл огромную роль в истории нашей отечественной культуры и как гениальный художник, и как родоначальник целой династии людей искусства.
А родился он 24 января 1848 года в семье сибирских казаков в Красноярске.
Отец его был коллежским регистратором — это самый низший чин в табели о рангах, не дающий даже право на дворянское звание.
Предки Василия Сурикова были лихими казаками, потомками тех, кто пришел когда-то в Сибирь вместе с Ермаком. В семье сохранились легенды об удивительной силе и удали казацких атаманов Суриковых, дедов и прадедов.
В восьмилетнем возрасте Василий, закончив два класса церковно-приходской школы, поступает в уездное училище. А через год от туберкулеза умирает отец.
Начинаются тяжелые времена для семьи. А способности Василия Сурикова уже привлекли внимание учителя рисования Красноярского уездного училища.
Но денег на продолжение образования в Красноярской гимназии нет. Василия удается пристроить на работу писцом, чтобы семья могла существовать.
Лишь в двадцатилетнем возрасте Василий с торговым обозом, как когда-то Ломоносов, уехал в Петербург, чтобы поступать в Академию художеств. Но его не приняли. И продержавшись в столице на случайных заработках, Василий Суриков в мае поступает в рисовальную школу Общества поощрения художников. А осенью сдает экзамены в Академию снова.
На этот раз принят, но только вольным слушателем. И лишь через год, по ходатайству своего учителя Павла Чистякова, великого учителя всех русских художников конца XIX века, его принимают в воспитанники Академии.
Еще в процессе обучения он поразил и своих товарищей, и преподавателей необычайным талантом в композиции, за что и получил у товарищей прозвище «композитор».
Первая же самостоятельная работа Сурикова «Медный всадник» была приобретена в 1870 году.
Творческий путь Сурикова складывался непросто. Великолепный портретист, мастер психологического портрета, он не рисовал портреты на заказ. Все, что он делал, становилось частью его огромных замыслов исторических полотен. Многое писалось и впрок. Если и не использовалось впрямую, то складывалось в душе как багаж, чтобы создавать дальше удивительные, мощные образы людей России.
Его многофигурные полотна поражали воображение современников и у знатоков вызывали активное неприятие. Те картины, к которым мы привыкли с детства и которые предвосхищают эру кинематографа, казались невероятной мешаниной из фигур и лиц. Их насмешливо называли «парчовыми коврами». Но сторонники нового искусства увидели в этом необычайную силу и истинно национальный колорит.
Картины Сурикова поражают до сих пор, хотя стали хрестоматийными. Каждое лицо здесь уникально, у каждого в толпе собственное настроение, неповторимый характер и образ мыслей. Каждое лицо в этих необъятных толпах на полотнах Сурикова — живая личность.
И все они в целом складываются для нас в историю России. Художник своими полотнами «Утро стрелецкой казни», «Меньшиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы» создал для нас образ своей родины, сделал ее историю по-человечески близкой и ощутимой.
Дочь Василия Сурикова, Ольга, вышла замуж за талантливого художника начала ХХ века Петра Кончаловского. А внуки Петра и Ольги Кончаловских известны теперь всех России как столпы нашего киноискусства Никита Михалков и Андрон Михалков-Кончаловский.
Продолжение цикла: Оскар Кокошка
Благодарю замнлвый взгляд на Сурикова.