Об этом философе, одном из наставников величайшего культурного центра человечества начала новой эры, Александрии Египетской, по имени Василид доподлинно почти ничего не известно. Все крупицы сведений о нем исключительно из воспоминаний и комментариев его учеников.
Учил он во II веке нашей эры, в 117-138 годах. Известен его учитель – Менандр Антиохийский. А имя этого философа-гностика связывают и с современником Христа, Симоном волхвом, и с самим апостолом Павлом.
Больше всего сведений о Василиде имеется в трудах его ученика Иринея Лионского, который подробно изложил картину мира, созданную его учителем.
И эта картина весьма далека от нынешних христианских догм.
Бог-отец в этой картине есть. Но это отнюдь не библейский и не евангельский создатель-патриарх. Это нерожденный Бог-отец, в более позднем изложении учения Василида, именуемый Несущим, то есть несуществующим, некое божественное Ничто, надреальная и вечно творящая сущность, личный контакт с которой невозможен в принципе — она же вне реальности. И эта внереальная сущность содержит в себе все формы жизни, бесконечно их рождая, творит реальность, творит собственные копии-эманации, которые человек уже способен постичь и с которыми способен войти в контакт. И первая, главная эманация нерожденного и непостижимого Бога-отца – Христос, ассоциирующийся по мысли философа с Умом. Эта сущность вошла в личность человека из Назореи по имени Иисус при его крещении.
Но помимо Христа эманациями Бога-отца являются и Логос – мысль, и София – сила мысли. Вот насколько сложным в восприятии Василида оказывается феномен человеческого мышления.
А кроме этих высших эманаций сотворены Богом-отцом еще 365 ангелов-архонтов. Именно они и создали весь видимый, материальный мир и ряд тех избранных человеческих особей, которые способны войти с ними в контакт.
Для прочего человечества путь духовного единства с высшими силами закрыт, никакой возможности выйти в жизнь вечную.
Эта трагическая предрешенность человеческой судьбы породила особое отношение Василида к христианству.
Но здесь надо учитывать то, что последователи Василида, восприняли его трагическую безысходность, как руководство к действиям в хорошо знакомом нам стиле «трын-трава». В самом деле, зачем копья ломать, зачем стремиться к высшей духовности, ссориться из-за этого с язычниками, идти на муки, если человек обречен по природе своей, если он не «избран». А тайна избранности только в руках непостижимого Бога-отца.
Значит, живем здесь и сейчас – и ни в чем себе не отказываем. А чтобы ни в чем себе не отказывать, возвращаемся к античной разгульности и магии. И возможно, в этой среде и возникла версия воскресения, приписанная позже самому Василиду.
Якобы не был распят Иисус Христос и не мог быть распят, будучи избранным. Но чтобы сохранить тайну своей избранности, он подсунул римским легионерам другого человека вместо себя.
Помните ту прекрасную евангельскую сцену, когда Иисус на своем крестном пути, не выдержав тяжести креста, упал? И вышел тогда из толпы некий Симон из Киренаики и взвалил этот крест на себя. Василид, якобы, утверждал, что Симон Киренейский не просто донес крест до Голгофы, но и был распят легионерами, потому что им было безразлично, кого распинать. Нес крест – значит, тебя и казнить будем. И это позволило Иисусу скрыться незамеченным и продолжить свой путь.
Странная и жестокая история. С трудом можно представить, что автором ее был такой глубокий и одухотворенный философ, как Василид.