Буря мглою небо кроет…
Знакомые с детства строки.
Заметьте секрет этого удивительного стиха. Речь-то идет о буре, картина страшная, вихри, вой ветра, как звериный вой или как детский плач. Прямо какая-то адская, дьявольская картина, а ощущения этого нет. Напротив, ощущение теплое, уютное от этих стихов, как от теплой печки.
Удивительное, почти физическое ощущение теплого уюта. Буря, вихри — это все где-то там, за темным окном. А здесь тепло, уютно и родной человек рядом.
И ведь если будем мы здесь искать каких-то сложных загадочных образов, то их нет. Есть сравнения. И сравнения все простые, очень понятные, знакомые. Воет как зверь, плачет, как дитя, стучит, как путник запоздалый. А больше вы и сравнений не найдете. Чем создается эта картина тепла и уюта — и бури за окном. А создается ритмом. Хореем.
Перед нами хорей в своей классической форме, двусложный размер с ударением на первом слоге.
Мы с вами уже в прошлой статье сравнили ямб со спокойным размеренным дыханием.
А какое здесь перед нами дыхание? Что это за состояние, где дыхание начинается с резкого выдоха. Попробуйте прочувствовать это состояние. Когда человек дышит таким странным образом?
В хорее запрятан смех. Именно при смехе мы глубоко, акцентированно выбрасываем воздух и коротко его набираем. Поэтому любое стихотворение, написанное хореем, оставляет ощущение какой-то глубинной запрятанной улыбки.
Заметьте, что все русские плясовые песни написаны хореем. Удивительно? Радостное состояние души, само рождает этот ритм. И для нас, русских, этот размер оставляет ощущение некоей простоватости, простонародности.
А в литературе хорей создает настоящие чудеса вот этим внутренним ощущением улыбки. И особенно интересный получается эффект, когда улыбчивость этого размера контрастирует с тяжелым мрачным содержанием.
Здесь может появиться некоторая отстраненность, взгляд на эту тяжелую картину откуда-то из-за кулис, без погружения в нее. А может появиться и оттенок легкой насмешки над этой чрезмерной мрачностью.
Посмотрите, какую дивную картину нам нарисовала группа поэтов, писавшая под псевдонимом Козьма Прутков.
Еще присутствует в хорее и некая разговорная эмоциональность, которая и оставляет ощущение простоватости, и снижает пафос содержания.
И именно на хорее построена поэма Твардовского Василий Теркин.
Ведь сказано очень много и очень глубоко. Но вот это снижение пафоса ритмом оставило необычайно глубокое впечатление. Эти строки просто врезаются в память. В них есть внутренний конфликт между содержанием и формой, благодаря которому они становятся живой речью.
Хорей очень любил Пушкин и мастерски его использовал для передачи народной сказовой речи.
У Жуковского в поэме Светлана мы с первых же строк чувствуем, что речь идет о наших русских крестьянских девушках, хотя на жениха гадали наверняка девушки всего мира.
Но даже если не обращать внимание на псевдорусское имя Светлана, сочиненное историком и поэтом А.Х.Востоковым в самом начале XIX века и подхваченное В.А.Жуковским, мы внутри себя тотчас откликаемся на свое, национальное.
Давайте посмотрим, как будет меняться настроение с изменением количества стоп в строке.
Вот перед нами пятистопный хорей. Стихотворение Максимилиана Волошина «Вечерние стекла» читает Петр Дубинский
Стихотворение по содержанию и очень мрачно торжественное, и очень живописное. Хорей здесь придал стихотворению какую-то мерцающую теплоту. Нет благоговейного ужаса перед этой мрачной стариной, есть любование ее красотой. Вот тот слегка отстраненный взгляд на тяжелое, без погружения, взгляд из-за кулис.
А вот очень редкий восьмистопный хорей у К.Бальмонта в стихотворении «Грусть».
Подчеркнутая монотонность, такая вязкая перегруженность, которую Бальмонт еще и усилил внутренними рифмами. И в этой перегруженности легкая ирония над собственной грустью, которая всего лишь рифмы.
Читает Петр Дубинский.
Вот восьмистопный хорей у Булата Окуджавы. А он как видите, переворачивает ситуацию с ног на голову. Здесь тоже конфликт между формой и содержанием. Но здесь содержание раскрывает и углубляет цирковой хореический ритм. А достигается это длинной строкой, похожей на прозу.
А теперь движемся в обратную сторону. Хорей трехстопный. Стихотворение А.А.Фета читает Валентина Мельникова
Короткая трехстопная строка придала хорею не просто улыбку, а невесомость, какую-то бесплотность. Поэтому и рождается эта чудесная игра между совершенной невинностью дыхания цветущего сада и его чувственностью. Фет говорит об эротичности цветущей природы, но таким невесомым ритмом, который совершенно снимает это земное ощущение.
Вот такой удивительный, легкий, теплый улыбчивый у нас хорей!
Продолжение цикла: «Спондей и пиррихий»