В глубокой древности, еще до эпохи фараонов, в верхнем течении Нила к западу от великой реки простиралось огромное болото. Нил, разливаясь ежегодно, пополнял его водой. Это было настоящее царство крокодилов. А робкие люди, осмелившиеся жить в этих краях, почитали крокодилов, как богов.
Но наступила эпоха цивилизации. Первые фараоны древности заложили здесь город, который назвали Шедет, то есть … море. Можно было себе представить, как выглядели эти края. И бросились правители на борьбу с ненужным им здесь морем, провели каналы, построили дамбы, и за несколько десятилетий осушили эту землю. Для крокодилов оставили лишь одно искусственное озеро. А город назвали Крокодилополем, то есть городом крокодилов. А прекрасную почву, которую тысячелетиями удобрял Нил, жители с огромным успехом превратили в поля и сады.
Но ничто не вечно на этой планете. Прошли еще тысячелетия — и бывшее заболоченное море превратилось в Ливийскую пустыню с небольшими оазисами возле соленых озер. Одним из таких оазисов и остался бывший город крокодилов, а к началу новой эры — Файюм.
Ничем не примечательное жалкое селение в пустыне с развалинами древних храмов и гробниц.
И вот в 1887 году произошло событие, совершенно изменившее европейские представления о древнеегипетской культуре.
Известному венскому антиквару Теодору Графу в Каире предложили купить удивительно реалистичные портреты на деревянных дощечках странной формы. Антиквар из любопытства купил все, что предлагалось, 94 портрета, и показал своему другу египтологу Георгу Эберсу.
Исследовав странные покупки, Эберс не поверил глазам. Он датировал портреты первыми веками новой эры.
В район оазиса Файюм двинулись научные экспедиции. Выяснилось, что портреты эти были найдены в полуразрушенных гробницах, которые были разграблены еще в веках VI-VII. Грабители, видимо, унесли все драгоценные вещи, найденные возле мумий. Но сами мумии не тронули. На этих мумиях там, где должно было быть лицо, были вставлены деревянные дощечки, вырезанные в форме головы с плечами, чтобы можно было запеленать портрет вместе с мумией. Экспедициями было найдено еще несколько десятков таких портретов.
К началу новой эры эпоха каменных скульптур и отлитых из золота масок ушла в прошлое. Такое расточительство было по карману лишь фараонам, а бессмертия хотелось всем. Как духу в новой жизни найти то тело, из которого оно вышло? Только по лицу, для этого и портрет на мумии — и максимально похожий, как живой.
Поражает мастерство этих безвестных художников. Видимо, большинство портретов заказывалось заранее, еще при жизни людей. И писались они тщательно, удивительно реалистично, без прикрас, характерных для живописи нового времени. Эти портреты скорее похожи на живопись начала двадцатого века с глубокой психологичностью и легким акцентированием взгляда.
Да, далекая древность, античная эпоха. Но ведь что странно. Взглянем на нашу новгородскую икону 12 века. Именно новгородскую. В этом торговом городе, где пересекались пути «из варяг в греки» иконы писались несколько иначе, не по-византийски. Взгляните на эти огромные печальные глаза и нежно очерченные лица. А уж не доводилось ли новгородским иконописцами видеть фаюмские портреты у заморских купцов?