В.А.Сухомлинский

suhomlinsky

Осколки ХХ века

Имя Василия Александровича Сухомлинского, как и А.С.Макаренко, ныне предано забвению. Как будто преднамеренно кто-то хотел вычеркнуть из нашей памяти имена тех, кто научился воспитывать нового человека.

Да, конечно, предназначался этот человек для коммунистической эпохи,которая так и не пришла. Но планка культурного уровня и человеческих качеств была ими предложена на вырост – было куда тянуться!

Василий Сухомлинский был почти ровесником эпохи, родился 28 сентября 1918 года в Херсонской области. Человек из народа, плоть от плоти. Интеллигент в первом поколении.

Любопытно, что в бедной крестьянской многодетной семье, где родился Сухомлинского, все дети стали сельскими учителями. О чем это говорит? Об особых человеческих качествах родителей: сельского плотника и домохозяйки-колхозницы? А может, это знак эпохи – довоенной Советской страны, где вдруг впервые в истории все пути для детей стали открыты? Сейчас можно спорить об этом, поднимать документы, рыться в архивах, отыскивая контр-доводы – но факт налицо, судьба самого Василия Сухомлинского.

Еще в юности, работая после окончания семилетки в колхозе, Сухомлинский пишет очерки в местную газету, руководит избой-чительней, в семнадцать лет преподает в заочной школе. Видя способности сына, родители посылают его в Кременчуг на рабфак. А закончив рабфак, Василий в 1933 поступает в педагогический институт.

В 1938 году Сухомлинский возвращается в родные места преподавать украинский язык и литературу.

В 1941 году он ушел добровольцем на фронт и был тяжело ранен в боях под Москвой.

Еще раз отметим себе – не в тепличный условиях рос и жил, а так, как жила вся страна. Пережил в 20-30 годах голод, охвативший всю Украину и Поволжье, пролил кровь на войне. Воевал бы и дальше – но был комиссован без обсуждений.

Вернулся на родину, чтобы до конца своих дней остаться Учителем, директором школы.

В чем новаторство метода Сухомлинского? Это воспитание прекрасным. Только уча восхищаться прекрасным в природе, в великих идеях, в человеческой личности, можно вырастить подлинно сильную личность! И этим Сухомлинский занимался всю жизнь: учил детей творить прекрасное – рассказы, сказки, песни и дела.

Казалось бы, что в этом для нас нового? Но во-первых, для школы сталинского времени само представление о литературном творчестве учащихся представляло собой опасность! Еще что там напишут! Оказалось, что учитель, верящий в идею, способен передать ее ученикам без всякого натаскивания и насилия, естественным путем. Сухомлинский верил в торжество коммунизма, как торжество прекрасного на земле, безоговорочно, без оглядки и в этой вере растил учеников.

А во-вторых, насколько мы теперь далеки от того, чтобы верить в прекрасное! Где они, наши Учителя!

TEXT.RU - 100.00%