Удивительная история написана была во втором веке нашей эры и входила поначалу в книгу Деяния. Но через несколько веков из канонического текста Евангелия была изъята и причислена к апокрифическим сказаниям. Возможно, и поправлена основательно. Уж очень странно выглядит она в рамках целомудренной и аскетической христианской религии первого тысячелетия.
А история такая.
Есть в Турции маленький древний городок Конья. Когда-то в начале новой эры был он греческим и назывался Икония. Там жила красивая девушка из богатой и знатной семьи, и звали девушку Текла. Это на русской почве имя стало звучать «Фёкла».
Просватана была она за юношу Фамирида из богатой греческой семьи. И сложилась бы судьба ее спокойно и благополучно, но проходил в этих краях странствующий проповедник Павел. Содержалось в апокрифическом рассказе и яркое описание внешности Павла. Вот так, как рисуют его на иконах — антиподом статному, благообразному апостолу Петру. Был он маленького роста, лысый, кривоногий, длинноносый. Но говорил он так жарко и страстно с окружавшей его толпой, что Фекла отказалась от брака. Что это было? Вспыхнувшая любовь к Христу или любовь к Павлу?
Обиженный жених обратился к правителю города и потребовал наказать Павла, который сбивает с пути невест, запрещая им замужество.
Павла заточили в темницу, но когда открыли его камеру, то нашли там и Феклу. Она подкупила стражу, отдав свои украшения.
Гнев правителя был страшен. Павла, как чужестранца, он, наказав плетьми, просто выгнал из города. А Феклу, нарушившую слово и впавшую в блуд, приговорил к казни на костре по требованию родителей. Чтобы другим невестам неповадно было. Вот таким строгим было воспитание.
И тут начинаются чудеса.
Хлынул чудовищный ливень, залил костер, да и люди бросились спасаться по домам. А освободившаяся Фекла пошла следом за Павлом и вскоре догнала его. Так и пошли они в путь вместе, рука об руку.
В городе Антиохии ждало Феклу новое испытание. Наместник Сирии в этом городе, прельстившись ее красотой, решает ею завладеть и для начала пытается… купить ее у Павла, предлагает ему деньги. Довольно странно выглядит в этом сказании реакция Павла. Денег он, конечно, не берет, но отрекается от своей подруги. Заявляет, что не знает ее. Тем самым он обрекает ее на рабство захватчику. Потому что не может же красивая женщина никому не принадлежать! Ничье — значит мое!
И спокойно шествует Павел дальше, оставив Феклу в руках вельможи. Но Фекла дала мощный отпор, разодрала на вельможе одежду и сорвала с его венок.
С непокорными рабынями разговор короткий. Жителям Антиохии обещано интересное зрелище: непокорную Феклу растерзают в цирке дикие звери.
И выпустили на арену льва со львицей и медведя. Гибель Феклы неминуема, но львица вдруг встала на ее защиту. Сначала она растерзала медведя, а потом вступила в схватку со львом, в которой погибли оба. Выпускали на Феклу тюленей, выпускали быков. Безуспешно. Звери отказывались убивать пленницу. Наконец, зрелище пришлось прервать, потому что от волнения потеряла сознание царица Антиохии.
Фекла невредимой ушла из Антиохии. А в пути остригла волосы и переоделась в мужское платье, чтобы больше не соблазнять богачей. И по-прежнему шла за Павлом, несмотря на его явное, с нашей точки зрения, предательство.
Но такое впечатление, что и Павлу стала она обузой. Он благословляет ее на проповедничество и даже, как сказано в апокрифе, на крещение новообращенных, что никогда не разрешалось женщинам.
Отправилась Фекла, одна, без помощи и поддержки, в дальний путь по миру, через родной город Иконию, в Сирию. И там близ города Селевкия скрывалась в пещере от преследований язычников до самой смерти.
Продолжение цикла: Кумраниты