Как же стало неинтересно жить в наше просвещенное время! Борясь несколько веков с суевериями, не умея правильно объяснить себе их истоки, мы, кажется, потеряли многое.
Гипертония стала бичом ХХ века — и откуда только взялась! Такое впечатление, что это необходимый этап в жизни каждого человека — лет после сорока. Это разве норма?
А старческий маразм, болезнь Альцгеймера? Откуда она взялась? Где эти ветхозаветные, крестьянские старики и старушки, которые до последних дней выхаживали внуков и рассказывали им сказки, — в полном духовном здравии и рассудке?
Откуда взялась мода ходить без головного убора — как мужчинам, так и женщинам? Русский человек покрывал голову всегда. Что значит «опростоволоситься»? Простоволосый — это с непокрытой головой, это неправильность, почти неприличие. Опростоволоситься — значит буквально — потерять шапку.
Создается впечатление, что головной убор, он не только для тепла или защиты от солнца. Это и еще какая-то защита.
Особое значение имел головной убор для женщин. Это и та же сакральная защита, и украшение.
Причем, головные уборы девушек и замужних женщин были совершенно разными.
Девичьи головные уборы могли быть и очень сложными, богатыми, и совершенно простыми. Но у всех них особенность одна — волосы девичьи, коса — девичья краса, должны быть открыты миру!
Самый простой девичий головной убор — лента, опоясывающая голову. Вроде исключительно красоты ради вещь. Но вспомним о особом значении пояса в человеческой жизни. Стремление оградить себя неким кругом почему-то общее у всех народов мира.
Итак, лента девичья могла быть самой простой, такую на нашем русском Севере называли просто «крАсота». Могла быть расшитой ритуальными узорами своими руками и украшенной бусинами и даже речным жемчугом.
В зависимости от ширины такой ленты могли называть ее перевязкой или ширинкой.
Эта лента могла быть украшена и сложнее, нитками бус или жемчуга, спускающимися на лоб или на затылок. Такое украшение называлось «ряска», видимо, от утраченного глагола с таким корнем.
Мы знаем такое микроскопическое растение, которое затягивает стоячую воду в прудах, оно тоже как мелкие зеленые бусины, нанизанные на водную поверхность.
Более дорогие, изощренные головные уборы представляли собой ту же ленту, завязывающуюся сзади, только вытканную из золотых и серебряных нитей, укрепленную на твердой, металлической или лубяной основе и особым образом украшенную.
Надо лбом могло подниматься треугольное украшение, символически представляющее собой терем. Это венец — символ богатства и достатка, домовитости.
Такое украшение могло было обращено вершиной книзу, на лоб, и называлось оно тогда «почелок»
И наконец, та же лента могла быть по всей окружности украшена зубцами — это символ целого города, символ власти. И называлось такое украшение «теремчатый венец» или «коруна»
Украшаться такая лента могла и нитками бус и звездчатых подвесок по обеим сторонам лица. Нанизанные бусы и жемчуг в виде сеток могли покрывать голову с затылка.
Но принцип девичьего украшения всегда один — открытое небу темя.
Принцип женского головного убора был совсем иным. И у современных физиологов есть совершенно реалистические обоснования. Перестроившийся в результате половой жизни организм женщины нуждается в защите сосудов головного мозга от ультрафиолетовых лучей. Отсюда требование максимально покрывать голову женщины. Из этого совершенно здравого обычая родилось искаженное представление о неприличии женских волос.
Их надо было прятать.
В сложный ритуал русской свадьбы всегда входило расчесывание девичьей косы. Отныне она должна была быть навсегда спрятана от людских глаз, не только на улице, но и дома.
Многоступенчатый головной убор женщины начинался с волосника или повойника. От слова «выть». Именно плачем, вытьем, сопровождалось ритуальное возложение на невесту этого головного убора. Это шапочка из простой крепкой материи, в которую забирались волосы женщины. Шапочка своими краями туго-натуго охватывала голову так, чтобы ни единого волоска видно не было.
Сохранились документальные свидетельства о том, что в Новгороде 11-12 веков у женщин существовала мода брить волосы под такой шапочкой, чтобы еще надежнее соблюдать правила. Но православная церковь такую моду не одобрила, и обычай был выведен.
Поверх волосника могли быть другие головные уборы в зависимости от достатка и обстановки.
Это мог быть платок — убрус. Обычный домашний головной убор. Мог быть и простым, белым или цветным. Мог быть из богатой узорной ткани и унизанным бахромой.
Поверх убруса надевались иные украшения.
Кика.
Это шапка с возвышением на лбу, обычно на твердой, деревянной основе. Это возвышение называлось «кичкино чело» и могло быть щедро разукрашено бусинами, драгценными камнями, жемчугом. Плоскости по бокам кики назывались «переперы», от них могли спускаться к плечам длинные жемчужные нити.
Задняя часть кики называлась «подзатыльник» и делалась из меха. По краям она была обшита жемчужной бахромой.
Помните в Сказке о рыбаке и рыбке» — так выглядит ставшая царицей старуха:
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею.
Но это конечно, очень дорогой вариант такого головного убора. В крестьянской среде были популярны скромные матерчатые кики, часто очень замысловатых форм, в виде рогов или каблучков.
И наконец, знаменитый кокошник — род девичьего венца, но надетый поверх убруса. Такое украшение делалось в каждой крестьянской семье — обтягивалась материей лубяная основа и украшалась бусинами.
В таких украшениях проявлялся и вкус хозяйки, и ее мастерство.
Продолжение цикла: Вещая птица Гамаюн
Парчовая на маковке кичка…: 2 комментария