«Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит…»
Почему это у Пушкина русалка не на воде, а на ветвях сидит? Не знал Пушкин, где русалки водятся?
Что не знаешь – спроси у Гугла. Запросим картинку «Лукоморье», и Гугл щедро вывалит нам множество версий, от палехских миниатюр до авангарда. И в основном везде найдете этот самый дуб зеленый, на ветке которого сидит красивая барышня с рыбьим хвостом.
А не приходит в голову, как это забралась русалка на дуб с таким хвостом? И не надо ссылаться на то, что это сказочный персонаж, мол, в сказке все бывает. Нет ничего более строго логичного, чем народная сказка. Перечитайте, проверьте на логическую обоснованность – весьма удивитесь!
Так как же пушкинская русалка попала на дерево? И что там у нее с хвостом?
Нас сбивают с толку западные версии этого персонажа, на которые большое влияние оказали средневековые научные труды, где описывались всякие фантастические существа, обитающие в морях. А средневековые авторы в свою очередь черпали информацию в греческой мифологии. Так гомеровские сирены стали западноевропейскими русалками.
Наши славянские русалки – совсем другие существа.
Начнем с имени. Оно до сих пор загадка. «Русалка» — это что? Это откуда?
Одно время было принято связывать это наименование со словом «русло». Тогда и родилась идея о том, что русалки исключительно в воде живут.
Да вот беда! Фольклорные источники вовсе не привязывают русалок к воде. Русалки вполне комфортно живут и в лесах, и в полях – в укромных местах. Другое дело, что русалками, по народным поверьям часто становятся утопленницы. Но и это не обязательное условие. Но об этом позже.
В середине 19 века была высказана версия о связи русалок с античным праздником «розалии» — поминовением умерших с песнями и усыпанием розами мест захоронения близких. Что-то в этом есть. И ведь приходился этот праздник как раз на те дни поздней весны, которые совпадают с нашей «русальной неделей» — в Троицу.
А с другой стороны уж очень странная связь. Где мы, славяне, и где древние римляне?
Наконец, имя «русалок» может быть связано с «русами», тем самым варяжским народом, пришедшим с Рюриком, народом, ставшим на долгие века хозяином восточных славян, и хозяином властным и жестоким, пока… полностью не ассимилировался с покоренным народом.
Может быть и так.
Но вот что еще интересно. Древнерусские летописи впервые упоминают о русалках в XI веке, в «Новгородской Софии» в связи с упоминанием языческого обряда русалий. Неужели всплыли римские «розарии»? Но праздник этот, если и относился к поминовению умерших, то в довольно странной форме. Это было, скорее, подобие античной вакханалии с дикими плясками, криками и ритуальным соитием.
В принципе, загадочен и смысл античных вакханалий. Рожденный в эпоху высокой античной духовности такой странный и страшный праздник. Что именно праздновалось? Что прославлялось? Дикие, животные начала, живущие в нас, как атавизм?
Видимо, был для людей какой-то смысл в том, чтобы раз в год выплеснуть из себя то скопившееся животное начало и, очистившись, жить дальше. Таковы были и наши «русалии».
И вот теперь о том, как же русалки выглядели. Забудем об очаровательных барышнях с рыбьими хвостами. Наши русалки были безобразными нагими старухами, завлекавшими глупых мужиков в лес и там доводящих до погибели. Итак, отличительный признак нашей русалки – безобразный облик, нагота и при этом еще распущенные дикие космы, что было так же непристойно, как и нагота.
Что это? Плод эротических фантазий древних славян?
Но вот еще одна загадка. Осталось немало преданий, быличек, собранных в разных частях России, о некоторых случаях вполне мирного контакта людей с русалками. Оказывается, не все русичи соблазнялись и гибли.
Детали этих рассказов наводят на размышления.
Где-то русалки спасли из воды тонущего человека. Где-то спасли маленького ребенка в лесу от зверей.
Где-то крестьяне поймали в лесу двух русалок и привели в деревню. Но русалки так плакали, что их отпустили, и они с песнями убежали в лес.
Еще более странные случаи, когда русалки при определенных условиях становились членами семей и прилежно работали вместе с крестьянами. Но потом все же в русальную неделю сбегали навсегда. Описан случай, когда крестьянин поймал русалку, накинув ей на шею нательный крест, привел домой и сделал своей работницей.
Говорить, как правило, русалки не умели по-человечьи, только издавали какие-то собственные странные звуки.
Постойте, а не напоминает ли вам это описание пресловутых «йети»?
А вот вам мои фантазии, за которыми никаких доказательств, но так хочется пофантазировать. Почему они все-таки «русалки»?
Кто их знает, этих древних варягов, пришедших из северного приморья? А не могли бы быть у них в войсках прирученные «снежные люди»? Может, «русалки» и напоминали славянам о тех чудищах «русах», которые когда-то покорили мирный народ?
Продолжение цикла: Эх, комаринский мужик!..