Этот подлинный властитель европейских дум второй половины 19 века, Вильгельм Рихард Вагнер, истинный революционер в музыке, родился 22 мая 1813 года в Лейпциге в семье скромного добропорядочного чиновника.
Но отец рано умер, а мать вышла замуж за актера Л. Гейера. Отношения у отчима с пасынком сложились хорошие: добрые и уважительные. Актер заметил у мальчика необыкновенные способности к музыке и предложил ему поучиться всерьез. Но всерьез для этой небогатой семьи было недоступно. И пятнадцатилетний Вильгельм, учащийся в бесплатной школе церкви Святого Фомы, начал брать уроки у кантора этой церкви. Трудно сказать, чему мог научить своего ученика руководитель церковного хора, но, по-видимому, начала музыкальной грамоты заложил. А дальше…
Дальше ученик начал сам обучать себя, да так успешно, что через три года был принят на отделение музыки и композиции в университет Лейпцига.
Студенческие годы для выходца из небогатой семьи дались тяжело. Да и после окончания университета легче не стало. Работу приходилось искать с большим трудом. Случались периоды нужды и голода.
Наконец, от унизительно бесправной должности театрального хормейстера в Вюрцбурге он поднялся до дирижера в Кенигсберге и Риге.
В поисках должности, которая давала бы ему какое-то подобие стабильности, Рихард Вагнер странствует по всей Европе: по Норвегии, Англии, Франции.
Осев на некоторое время в Париже, он воплотил, наконец, свой первый творческий замысел: написал увертюру к трагедии И.В.Гете «Фауст», шедшей на сцене одного из парижских театров. За этим последовала первая опера Вагнера «Летучий Голландец», обратившая на себя внимание изысканной публики.
Но настоящий триумф пришел в 1842 году, когда на парижской сцене появилась опера «Риенци».
С этой оперы начался период зрелости великого композитора.
Его художественным принципом стала тесная связь с жизнью, уход от элитарности чистого искусства. И согласно этому принципу он творил совершенно новую оперу — музыкальную драму, соединяющую в себе и черты драматической постановки, и оперы. Он уходит от прежних приницпов оперного спектакля, где действие было лишь фоном для набора красивых арий. Главным в произведениях Вагнера стал именно сюжет, его движение, его драматизм. Речитатив из чисто служебной функции в старой опере, стал важнейшим художественным элементом, а музыкальное сопровождение оркестра стало частью действия, подсказывая зрителю музыкальными темами определенное настроение и состояние.
Но и этот период в жизни Вагнера был непростым. Его стремление во всем ломать устоявшиеся законы привело его к европейским революциям 1848-49 годов.
Во время Лейципского майского восстания 1849 года Вагнер познакомился с «отцом русской анархии» Михаилом Бакуниным, и эта встреча несомненно добавила многое в мировоззрение композитора. Но восстание потерпело поражение, и Вагнеру пришлось скрываться в Цюрихе.
Этот цюрихский период был очень плодотворным в жизни композитора. Именно здесь была задумана и начата грандиозная работа: уникальная «многосерийная» опера-тетралогия «Кольцо нибелунга». Здесь были написаны первые две части: «Золото Рейна» и «Валькирия». Здесь была создана прекрасная опера «Тристан и Изольда»
Создавая свои произведения, Вагнер понимал, что для их постановки нужен совершенно иной театр, с более широкими возможностями, и не зависящий от устоявшегося вкуса публики, а напротив, ведущий ее за собой. Работа над новыми произведениями заняла более десяти лет и по существу шла «в стол». Но такова была сила духа этого человека. Он буквально выстраивал энергией своих замыслов желаемую действительность.
В 1864 году у него появился высокий покровитель. Романтичному и эксцентричному баварскому королю Людвигу II так полюбилась новая музыка, воскресающая древние северные сказания, что он взял под свое крыло всю дальнейшую судьбу композитора.
В 1872 году в баварском городе Байройте был заложен «Дом фестивалей», грандиозное здание, предназначенное для оперных драм Вагнера. Четыре года шло строительство этого театра, и в 1876 году он был открыт премьерой тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунга», всеми четырьмя частями. Здесь были поставлены и другие шедевры Р.Вагнера: «Парсифаль», «Нюрнбергские мейстерзингеры».
«Парсифаль» стал «лебединой песней» композитора. Год спустя, уже тяжело больной Рихард Вагнер, отправившись для восстановления здоровья в Венецию, умер от сердечного приступа.
Посмотрите, насколько современно звучит музыкальная тема из тетралогии Вагнера «Путь на Валхаллу»! Как вписалась она в художественный фильм нашего времени «Реквием по мечте»!
https://youtu.be/nokuemxRgZo
А любуясь в Иматре знаменитым водопадом, я внутри себя ощущала его ритм под «Полет валькирий».
Продолжение цикла: Михаил Глинка