Пятистишие – очень красивый вид строфики. Его дисгармоничность, в отличие от трехстишия, гораздо мягче. Протяженность фразы позволяет высказать мысль без внутреннего напряжения. Легкая недосказанность остается, но оборванности, раздробленности не ощущается благодаря рифмующимся в пределах строфы строкам.
Здесь мы сталкиваемся с многовариантностью рифмовки.
Вспомним. У двустишия вариантов не было. Только смежная рифмовка.
У трехстишия, по существу, вариант тоже один, ААА, сквозная рифма. А для других вариантов рифмовки приходилось связывать строфы попарно или вообще цепочкой.
У четверостишия уже три варианта рифмовки, которые мы уже рассматривали: перекрестная АВАВ, смежная ААВВ и кольцевая АВВА.
А вот у пятистишия таких вариантов уже гораздо больше. Попробуем в них разобраться. Поскольку количество строк нечетное, то и срифмованных строк получится нечетное количество. И нам придется разделить варианты рифмовки на две группы: с тремя рифмами А и с тремя рифмами В.
Прямо математическая задачка.
Вот вопрос, а какое вообще это имеет отношение к поэзии? Как-то скучно смотреть на это количество формул.
Имеет отношение примерно такое же, какое имеют к картине художника названия использованных им красок. Все в курсе, что для каждого цвета радуги могут быть использованы краски с особыми оттенками и совершенно разными названиями?
Обратите внимания на формулы рифмовок пятистишия. Узнаете знакомые по четверостишиям сочетания? Жесткость смежной рифмовки, гибкость и динамичность перекрестной рифмовки, объемность и выразительность кольцевой рифмовки?
Используя тот или иной вариант рифмовки, поэт подобен художнику, смешивающему краски на палитре, чтобы получить единственно нужный оттенок.
Давайте посмотрим, как меняется настроение стиха в разных вариантах рифмовки.
Для этого эксперимента я слепила маленькое пустенькое весеннее пятистишие.
Начнем с самого простого варианта.
АВАВА
Вроде все бы хорошо, но этот казалось бы самый гармоничный вариант рифмовки оставляет ощущение лишней строки, которой не нашлось ответа. И сильно ощущается излишество в рифме, как-то слегка назойливо это звучит.
А теперь поколдуем. Будем менять строки местам. Кое-что, конечно, придется изменять и в словах, чтобы не разрушить смысл и ритм.
АВААВ
Перед нами самый популярный вид рифмовки пятистишия. Наиболее выразительный и гармоничный. Первые четыре строки – перекрестная, динамичная рифмовка. Последние четыре строки – объемная кольцевая рифмовка. Вот так они друг на друга накладываются в строфе. А в результате получаем легкое гармоничное начало и в конце красивое замедленное движение, как внезапный рапид в кинокадрах.
ААВАВ
А вот этот вариант менее гармоничен. Начинается он со смежной рифмовки АА и далее обычное движение. Как будто споткнулись мы в самом начале. Это очень яркий и эмоциональный оттенок, если его использовать обоснованно.
АВВАА
По-своему выразительный вариант. Первые четыре строки – красивая, объемная кольцевая рифмовка. И в конце две смежные строки ставят сильную точку. Делают внушительный вывод. Как видите, я сместила первую строку начального варианта в конец — она более всего годится для внушительного вывода.
Так играть со стихом можно бесконечно, выбирая вариант, который покажется вам самым правильным для создания нужного образа.
А теперь давайте посмотрим, как используют пятистишие поэты Серебряного века.
Перед нами маленькое стихотворение К. Бальмонта «Другу». Рифмовка АВААВ. Стихотворение колдовское по своему воздействию на наше восприятие. А попытайтесь найти в нем какой-либо внятный смысл. Не получится. И если мы начнем логически выискивать содержание и идею, то найдем лишь набор красивых образов.
Ох, сколько же доставалось за это Бальмонту и от современников, воспитанных на глубоко идейной и гражданственной поэзии середины 19 века! Досталось его памяти и от теоретиков советской эпохи.
Да, вот так и создан этот стих, как создает художник мозаичную картину. Берет кусочки камня, смальты, металла, совершенно друг с другом не связанные в природе, и соединяет в одному ему известном порядке на некоей вязкой, застывающей основе. В результате — из кусочков родилась картина.
Здесь у Бальмонта все кусочки мозаики скрепил ритм. И нежный задумчивый ритм анапеста. И загадочная, завораживающая строфика пятистишия в самой гармоничной своей форме. И ритм синтаксических конструкций, однородных членов «будь», быть», «всюду». И особая звуковая организация стиха. Звонкая, многоголосная в первой строфе и на полушепоте согласных «с» и «ш» во второй строфе.
А вот еще один стих К. Бальмонта под названием «Как ночь».
Рифмовка АВВАА использована здесь мастерски, создавая впечатление тайны, неразгаданности, прекрасной и опасной одновременно.
Здесь любимый прием К. Бальмонта. Стих буквально пронизан внутренними рифмами, повторами, создающими впечатление околдовывающей медитативной мелодии.
А посмотрите, как использовал пятистишие другой классик Серебряного века Михаил Кузмин. Вот одно из известнейших его стихотворений, которое несомненно вдохновило нашего нашего современного поэта Виктора Пеленягрэ на создание своего шедевра «Как упоительны в России вечера».
Рифмовка ААВАВ. 2-5 строки в каждой строфе — живая, динамичная перекрестная рифмовка. А в начале маленькая запинка, остановка на первой строке, срифмованной со второй смежно. Томно замедленный жест, перед тем, как начать движение. Образ легкой жеманности, легкомыслия, кокетливого обаяния.
И эта смежность первых двух строк и перекрестность дальнейших трех строк еще и усилена внутренними рифмами: «найду/во льду», «агат/закат/рад». Тонкий узор, вязь на обложках поэтических журналов «Весы», «Аполлон».
Вот таким выразительным, роскошным и колдовским может быть пятистишие.
Продолжение цикла: Что такое эпическая поэзия?