Все мы с школьной юности трезвые реалисты. Хоть и смотрим с удовольствием мистические сериалы и играем азартно в компьютерные игры с жуткими персонажами, но твердо разграничиваем для себя вымысел и жизнь.
В книжках, кино и играх может быть что угодно, а в жизни ничего подобного нет и быть не может. Во всяком случае с выходцами из того света никто толком не встречался.
Но вот почему-то у каждого народа есть мифы, легенды и сказки о путешествиях человека в мир иной и с общением там, в этом мире, с его обитателями.
Именно из народных мифов и сказаний пришло это в литературу и искусство. И здесь дало мировой культуре такие шедевры, как «Божественная комедия» Данте.
А откуда взялось это в народной культуре?
Как бы ни пренебрежительно относились мы к сказкам, следует понять, что не свойственно было людям в древние времена сочинять забавы ради, не было такой профессии. Все дошедшие до нас народные сказки являются или остатками магических ритуальных формул или информацией о предках, которую передавали молодым людям во время обряда инициации. Это было доказано учеными фольклористами еще в начале ХХ века.
Так как же, будем считать, что при неких особых условиях человек может проникнуть в тот иной мир без роковых для себя последствий и потом рассказать об этом в нашем мире?
В конце 18 века плавал по океанам известный английский путешественник и исследователь Джон Шортленд. Его именем назван один из Соломоновых островов.
Во время путешествия Шортленда по Новой Зеландии один из туземцев, доверявших ему, рассказал такую историю.
Тетка его принадлежала знатному туземному роду, поэтому при ее похоронах были соблюдены все необходимые ритуальные процедуры. Ее тело поместили в отдаленной хижине на берегу, плотно закупорили все щели, заложили окна и дверь. Теперь этот дом стал «табу».
Несколько дней спустя местные жители, проплывая мимо этого берега в лодке увидели на берегу фигуру, которая кричала и звала на помощь. В ней узнали умершую. Она оказалась совершенно жива, только обессилела от голода.
Придя в себя она рассказала такую историю. Ее душа оставила тело и в новом легком облике полетела в страну мертвых, которая располагалась где-то у северного мыса. Вход в эту страну выглядел, как пропасть. Но душа женщины, хватаясь за лианы спустилась вниз и оказалась на берегу реки. Тут откуда ни возьмись показалась на этом берегу огромная безобразная птица без крыльев, вдвое выше человеческого роста. Душа женщины в ужасе хотела бежать обратно наверх. Но в это время течение реки вынесло издали лодку со стариком лодочником.
Древнегреческий Харон? Откуда взялся он у туземцев Новой Зеландии?
Лодочник спас ее от страшной птицы и перевез на другой берег. Душа женщины назвала ему имя ее рода и спросила, как ей найти здесь близких. Старик указал ей путь.
И она пошла, удивляясь, что этот путь ей совершенно знаком, это хорошо знакомые ей с детства тропинки. Так пришла она в селение, где жили ее умершие предки. Ее приняли радостно, расспросили обо всех оставшихся на земле. И велели отправляться обратно, потому что на земле остался ее ребенок, о котором некому теперь позаботиться.
Тут начинается интересный конфликт между отцом этой женщины и другими, чужими предками. Чужие пытаются оставить ее в этом мире мертвых, угощают своей едой. Отец запрещает ей касаться этой еды и отправляет ее на лодке в обратный путь, дав на прощание огромные плоды батата.
Когда женщина начала карабкаться по склону наверх, на нее напали души умерших и начали тащить вниз. Тогда она бросила им плоды батата. И только таким образом удалось ей выбраться наверх.
Очнулась она в заколоченной хижине, выбралась наружу и долго ждала спасения.
Вот такая история? Придумала? Или приснилось?
Все может быть, только ведь огромные безобразные птицы моа вымерли на островах Новой Зеландии задолго до рождения этой женщины. Откуда бы ей знать, как они выглядели?
Продолжение цикла: «Человек и его тень»
Охотно верю в эту историю…
Я тоже верю. И чудеса бывают, только мы считаем их простым везением