Почему же в поисках достойного мастера для создания образа Петра I обратились именно к Этьенну Морису Фальконе, французу, никогда раньше не сталкивавшемуся с русской историей и культурой?
Э.М. Фальконе родился 1 декабря 1716 года в Париже в очень простой семье ремесленников. Его дед был башмачником, отец — столяром.
Способности к рисованию появились у мальчика очень рано. Но остались бы они нереализованными, если бы не дядя, мастер по обработке мрамора.
Дядя привел своего шестнадцатилетнего племянника к известнейшему парижскому скульптору Жану Батисту Лемуану, в мастерской которого он выполнял отдельные заказы.
Лемуан взял юношу в ученики и оказался замечательным учителем. Под его руководством Фальконе стал не только прекрасным скульптором, но и образованнейшим человеком своего времени, знакомым и с классической литературой, и с европейской живописью, и с музыкой.
И первая же крупная работа Фальконе в 1844 году стала событием в культурной жизни Парижа!
Милон Кротонский. Кто это такой?
Это легендарный Древнегреческий атлет, о котором упоминают Геродот, Плутарх и ряд других античных авторов. Многократный победитель на спортивных играх, в том числе Олимпийских. На одной из Олимпийских игр он четыре раза обошел арену, неся на плечах взрослого быка.
Уже в старости Милону Кротонскому вздумалось удивить мир еще одним трюком. Дровосеки в лесу никак не могли разрубить старый пень, хотя и вогнали в него несколько клиньев.. И Милон взялся разорвать его руками. Но один из клиньев выскочил, и рука Милона оказалась прочно защемленной в трещине пня. Высвободить ее не удалось, и Милон погиб, съеденный дикими зверями.
Вот такую страшную историю представляет эта скульптура.
Представленная на конкурс Парижской Академии живописи, она завоевала первую награду, и Фальконе был принят на обучение.
В 1854 году эта скульптура была переведена в мрамор, за что Фальконе получил статус академика.
В короткое время она стала известной всей Европе. На слепках с этой скульптуры учились многие поколения в Петербургской Академии художеств.
Обратите внимание на выразительность лица Милона, искаженного страданием и гневом. Современники считали, что Фальконе изобразил здесь самого себя.
Таких драматичных и экспрессивных работ в творчестве Фальконе довольно мало. Современники хотели видеть изящество, грацию, поэзию.
Но и в этих достаточно стандартных темах Фальконе был неизменно тонок, психологичен и мудр.
Посмотрите на эту самую известную скульптуру Фальконе «Амур, грозящий пальцем». Сколько в ней нежного, доброго лукавства.
Фальконе пробовал себя во многих жанрах. Был прекрасным декоратором, создавал чудесные фарфоровые статуэтки.
Но был он еще и ученым-исследователем. Теории искусства он посвятил множество замечательных работ. А уже в России, в Петербурге читал лекции в Академии художеств, за что был удостоен звания профессора.
Вот такому замечательному мастеру и умнейшему просветителю своего времени суждено было стать автором Медного Всадника.
Продолжение: Фальконе прибывает в Петербург