Медный всадник
Памятник Петру I, окрещенный А.С. Пушкиным в его поэме «Медный всадник», стал символом Петербурга.
Иначе и быть не могло. В таких муках рождался его замысел, что не мог он не вобрать в себя все витавшие вокруг его идеи, прозрения, аллегории и символы.
Трудно представить себе памятник с более сложной, замысловатой историей! Настоящий приключенческий роман!
И начнем, конечно, с пролога.
Удивительная личность русского императора, сумевшего за одно свое царствование «поднять на дыбы» древнюю патриархальную Русь, во все времена привлекала художников. Множество портретов было создано при жизни. И в большинстве этих портретов видим мы не только работу на заказ, но и попытку разгадать тайны этой фантастической личности.
Создателям «Медного всадника» Этьену Фальконе и Марии Колло в своей работе пришлось опираться на эти прижизненные портреты.
Вглядитесь в эти портреты. Как правило, зарубежные работы выполнены по всем канонам парадных портретов: яркость, пышность, блеск доспехов, величественные позы и антураж.
Работы русских мастеров более сдержаны, но зато более глубоки и человечны.
В ряду этих портретов особое место занимают работы замечательного русского художника Ивана Никитина. Его кисти приписывается и «Петр на смертном одре». Но самая интересная его работа, конечно, этот портрет.
Начало 20-х годов. Петр уже немолод. На портрете он на первый взгляд спокоен и суров, но как же усталы и печальны его глаза.
Обратим внимание на замечательный исторический документ: прижизненную гипсовую маску Петра 1, выполненную Карлом Растрелли. Этот скульптор и архитектор еще при жизни Петра проектировал целый ряд памятников великому императору.
В 1744 году им былa создана конная статуя Петра I, которая стоит сейчас перед Михайловским замком.
Прижизненная гипсовая маска Петра I послужила основой множеству картин и скульптурных портретов. Работа эта была использована и в процессе создания Медного всадника.
Продолжение цикла: Первый памятник Петру