ОРГКОМИТЕТ I МЕЖДУНАРОДНОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ФЕСТИВАЛЯ ИМ. А. С. ПУШКИНА
Крым, 2019
Детство – это не только и не столько золотая пора беззаботности, сколько время восприимчивости, непонимания и странной мудрости.
Об этом знал Антуан де Сент-Экзюпери. Это помнит и Ольга Грибанова, которая в своем поэтическом цикле говорит с великим прозаиком. Ее цикл так и называется – «Цитируя Экзюпери».
В одних случаях Ольга Грибанова продолжает и расширяет тему, затронутую в цитатах Экзюпери:
Мой друг никогда мне
Ничего не объяснял.
Он стоял на камне
И звезду в руке держал.
Возможно, дело в том, что такое чудо, как свет звезды, не нуждается в дополнительных объяснениях.
Другие цитаты Экзюпери Ольга Грибанова развивает. «Миллионы лет у цветов растут шипы. И миллионы лет барашки все-таки едят цветы», — так говорит он. Она отвечает строчками стихов:
Миллионы лет барашки
Все-таки едят цветы.
Не хватает им, бедняжкам,
В этом мире красоты.
Неожиданно и немного странно. Ведь животным, как представляется, цветы нужны только для пищи. Разве могут они желать красоты, если «не строчат для нас романов и картин не создают»?
Люди ведь желают, понимает читатель – наделены талантом или нет. Кто может, тот понимает и любит искусство, возможно, преобразует его своим пониманием. Кто-то неспособен понять его до конца – но все-таки в нем нуждается. Результат печален и для этих людей, и для искусства.
Только кушать остается…
И невинность нам в ответ
Глазом ясным улыбнется –
Хруп! – и розы нет как нет!
А возможно, роза, которой больше нет, была вовсе не предметом искусства, а чьим-то сердцем, любовью, нежностью. Не умея любить, потребляя любовь, «барашек» может ее уничтожить.
Эти строки – хорошее предупреждение. Детскость и невинность – прекрасные качества души, но инфантильная безответственность губительна и опасна. Так что лучше бы созреть умом и душой, оставаясь ребенком. Таким был, кстати говоря, Маленький принц.
Еще одно углубляющее и даже полемизирующее стихотворение – о пьянице, который пил, потому что ему совестно пить. Маленький Принц не испытал к нему ни симпатии, ни жалости. Он слишком юн и чист, чтобы понимать, как человек оказывается в замкнутом круге, как ему в нем тяжело и страшно – тем хуже, чем яснее он осознает, что скрыто там, за его пределами:
Хочу забыть,
Что мне хочется жить:
Любить, страдать
И восход увидать!
К руке одной
Прикоснуться щекой..
Но не забыть…
И приходится пить!
Забвение недолго, а боль мучительна. Самому из круга не выбраться. И после таких стихов проникаешься состраданием к пьянице, который хотя бы еще помнит, что поступает не так, как следовало бы.
Но хорошо, по крайней мере, что есть куда выходить. Что у кого-то другого есть миллионы бубенцов и родников. Что над головой сияет та самая звезда.
И Маленький Принц той чудесной Земли,
Что с дом величиною,
Росток баобаба опять удалит
И шарфом махнет нам с тобою.
Может быть, в этом – неустанном труде, пользу которого осознаешь, и любви к друзьям – и есть смысл жизни.
В любом случае, одному человеку на самом деле быть невозможно. Об этом Ольга Грибанова пишет в стихотворении, которое относится к другому циклу – «Бытие», на библейскую тему:
Сказал Человек: «Да, мир мой прекрасен!
Но женщины нет – я так не согласен!»
Может быть, дело именно в том, что мир слишком прекрасен. Его нужно непременно с кем-то поделить. Тогда он станет еще прекраснее и дороже человеку.
Рука в руке, глаза в глаза, с улыбкой,
Одним дыханьем жили мы с тобой.
Одной тропой, не ведая ошибки,
Брели по раю с солнцем и луной.
Так жили Адам и Ева, и, если подумать, эта жизнь до грехопадения не была ли в некотором смысле детской?
Дети отважны – поэтому они не боятся ошибок.
Воображение у детей живое, восторженное – для них живы и цветы, и травы, светила.
И дети искренни в проявлении своей дружбы.
А еще все дети, восхищенные большим незнакомым миром, немножко ученые и очень сильно поэты.
В зрелости поэтом становится тот, кто сохранил немного этого детского восприятия, набравшись, однако, настоящей мудрости, а не просто пустых «взрослых» знаний.