Этот грандиозный артист, кумир ушедших поколений, надежно забытый в наше время, родился 4 декабря 1901 года — почти ровесник XX века.
Семья была культурной, зажиточной. Отец, Константин Симонов, служил управляющим мукомольным производством в Самаре.
Сын его Николай, закончив гимназию, поступил туда, куда душа звала, в художественно-промышленную школу. Других учебных заведений, готовящих художников, тогда в Самаре не было.
Трудно сказать, как отнеслись в семье к выбору сына. Но в любом случае Николай Симонов всегда был настолько сильной личностью, что выбирал себе путь самостоятельно!
Закончив художественную школу и получив все, что она могла ему дать, Николай Симонов отправился в холодный, голодный Петроград, чтобы учиться дальше профессии, казалось бы, совершенно не востребованной в революционной России. Для того, чтобы рисовать плакаты и декорации к культурно-массовым мероприятиям, не требовалось особого образования.
Из него получился бы талантливый художник! Николай Симонов писал для себя всю жизнь. Каждого своего нового героя он воплощал и карандашом на бумаге, и маслом на холсте, и в виде скульптуры.
Но после года обучения в Академии художеств Николай Симонов поступает еще и в Институт сценических искусств. Причем, после прослушивания он был зачислен сразу на второй курс! И когда он успел воспитать в себе артиста?
Еще два года Николай Симонов пытается совместить в себе эти два искусства, но все же пришлось сделать выбор. И в 1923 году он уходит из Академии художеств.
А в 1924 году он уже зачислен в труппу Александринского театра. Правда, сразу вступить на подмостки знаменитого театра ему не удалось. Его призвали в Красную армию на один год.
В театр попал не сразу, зато в кино успел сняться еще в 1924 году в не сохранившемся немом фильме «Красные партизаны». Роль была эпизодическая, всего лишь колоритный фон. Но режиссерам он запомнился своей великолепной фактурой: мощный, мужественный, с ослепительной улыбкой.
Так и началась карьера Николая Симонова и в кино, и в театре одновременно!
И везде его главной ролью был человек-герой, грандиозная сверхличность, причем, сыгранная абсолютно реально, без ходуль и плащей!
Вся театральная жизнь Николая Симонова прошла в Александринском театре, позже получившим имя Пушкина. Здесь он был и ведущим актером, и режиссером.
А вот отношения его с киноискусством складывались сложно! Именно кино принесло ему всенародную любовь и популярность. И целых три Сталинских премии, и целых три ордена Ленина.
Но если мы взглянем на список его ролей в кино, то картина странная. Из 34 его ролей 14, чуть меньше половины, приходятся на дозвуковую эпоху, на время его молодости. А в звуковом кино он сыграл всего в пяти значимых фильмах, которые запомнились и полюбились.
Если в эпоху немого кино эксплуатировался его образ симпатичного крепыша, здоровяка, «братишки», то в звуковом кино он стал вечным генералом, героическим полярником, человеком-монументом.
В этом трагедия личностей такого уровня. Да, Николай Симонов был актером-романтиком, он писал маслом наотмашь, лепил из себя мощные личности. Бытовые мелкие эмоции и страстишки были не его сферой, он в бытовых мелодрамах был совершенно чужой. Но наше искусство середины ХХ века не могло предложить актеру ничего достойного, кроме монументального человека с погонами.
Всенародная слава и буквально поклонение пришло к нему с фильмом «Петр I”. Вот это был достойный материал! Это была действительно та грандиозная личность, которую мог сыграть только Николай Симонов.
На экране был тот самый, пушкинский Петр, воспетый в «Полтаве».
Вот именно таков, ужасен и прекрасен, грозен и ослепительно весел был Петр, сыгранный Николаем Симоновым. И тут бесполезно было спорить о его личности, о его праве вершить судьбы. Такой Петр не нуждался в оправданиях — он имел право вершить!
Да, не годился талант Николая Симонова для изображения современности. Его уровнем была классика. Только классика дала тот материал, на котором мы могли видеть истинного Николая Симонова.
Сальери — в экранизации трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери». Его Сальери и велик, и жалок, и страшен, и трогателен в своей любви к Моцарту. И тем трагична его судьба и его поражение.
А как удивителен его Иван Флягин из экранизации «Очарованного странника» Н.С.Лескова. Еще один человек-глыба, человек-махина. Но велик он духом при совершенной простоте и душевной тонкости.
Можно вспомнить еще Монтанелли в «Оводе», где великолепен падре в своем безумии от неразрешимой задачи: какая любовь должна победить, любовь к сыну или любовь к Отцу.
Можно вспомнить еще и как вариант Монтанелли, доктора Сальватора в «Человеке-амфибии» практически с той же дилеммой: сын или наука.
Последние годы жизни Николая Симонова не дали ему хорошего материала для работы в кино. Уже тяжело больной, он работал в театре, воспитывал молодое поколение актеров, писал воспоминания и писал картины.
Умер он в 1973 году.
Продолжение цикла: Нина Ургант