Генеалогия древнегреческих богов
На интересные размышления наводят древнегреческие мифы.
Кто, скажем, такие музы? Если каждый из титанов и богов древнегреческого пантеона олицетворяет собой некое явление физической или духовной природы, то что такое олицетворяют музы?
Музы – дочери любвеобильного громовержца Зевса, неотвратимого, как судьба, и титаниды Мнемосины, олицетворявшей память. Что-то в этом есть. Судьба и память родили мысли, так как слово «музы» означает «обладающие мыслью», «творящие мысль».
А особое покровительство над этими девятью барышнями принял на себя Аполлон, который что только не олицетворял, в том числе был и богом музыки, первейшим музыкантом в свое время, жестоко наказывавший тех, кто смел с ним состязаться.
Так что в результате получается? Музы – это кто или что? Кажется, что это направления творчества, связанные с … мыслью? Если основываться на переводе слова «музы». Но тут надо хорошо представлять себе, что для греков было мыслью.
Странный набор профессий для наших мыслящих красавиц: Клио – история, Урания – астрономия, да, вполне мыслящие профессии. Мельпомена и Талия – музы трагедии и комедии. Тоже можно согласиться.
Целых четыре музы, ведающие поэзией! Эвтерпа – муза лирической поэзии, Полигимния – муза одической поэзии, Каллиопа – муза эпической поэзии, Эрато – муза любовной поэзии. Уже как-то совсем мы далеко ушли от той научной сферы, которая нам представляется при слове «мысль».
А тут еще и Терпсихора – муза танца! Здрасьте! Как она-то среди «мыслящих» оказалась?
А почему среди этих умниц не нашлось музы, скажем, математики, которую так скрупулезно и на тысячелетия вперед создавали древние греки? А география, ботаника, физика – все эти естественные науки, которые греки развивали по мере сил?
Что-то не так у древних греков было с мыслью. Пожалуй, имеется в виду что-то другое. Может быть, создание образа, творчество?
Тогда музы поэзии, драмы и танца вписываются в этот ряд прекрасно. Но что здесь делают музы астрономии и истории?
Давайте отбросим современные представления о науке и ее инструментах. Никаких таких телескопов для астрономии и никаких многоэтажных собраний архивов для историков. Инструменты, которыми располагала астрономия, были так примитивны, что диву даешься, как с их помощью можно что-то понять в звездном небе. Диоптр, например, — это две дощечки с прорезями. Вот тебе и телескоп. И ведь пользовались. И металлическими сферами, на которые наносили определенные точки. На основе этого строили умозаключения об устройстве звездного мира. Чувствуете, сколько здесь заложено творческой фантазии, провидения, интуиции?
А история? Мир, который давно ушел, о котором известно лишь из преданий. Древнегреческому историку приходилось создавать этот мир заново на основе совершенно крохотных и малодостоверных сведений. Но ведь создавали!
А что же музы не занялись математикой, физикой и прочим? Вот именно потому, что здесь ничего создавать и додумывать не требовалось. Мир перед твоими глазами: изучай и описывай.
Итак, кажется мы убедились, что музы олицетворяли те направления культуры, которые были связаны с созданием образа.
Стоп! А где же изобразительные искусства? Почему музы обошли вниманием живопись, скульптуру, архитектуру?
Видимо, потому это для древних греков не требовало мысли и образа. Это ремесло. Есть образец, натура – берешь и делаешь!
Но вот еще вопрос, почему же нет музы музыки? Целых четыре музы поэзии разных направлений – а музыки нет?
Все взял на свои плечи Аполлон-Мусагет, которого и изображают с лирой в руках? Похоже, он, покровительствуя музам, и объединил их в едином музыкальном ритме. Музыка для древних греков не была приятным развлечением, как сейчас. Это была основа жизни, обязательный общеобразовательный предмет в школе, наряду с математикой и письменностью. Музыкой было пронизано все существование античного мира, потому что это был язык богов.
Без музыки, без сопровождения хора и танцев немыслимы были трагедия и комедия. Музы поэзии без музыки тоже не существовали.
Остались как будто не у дел опять-таки история и астрономия. Хотя, кто знает, не пелись ли тогдашние исторические опусы, как легендарный Гомер пел свои эпопеи? И не слышали ли музыку звезд тогдашние астрономы, глядя в ночное небо?
И используем мы сейчас это слово «музыка», объединившее в себе всех девять муз с их загадочной разнонаправленностью и первоначальным понятием о мысли.
Продолжение цикла: Мятежники храма Артемиды