Случилось это в мае 1892 года в Вятской губернии.
Молодая девушка Марфа Головизнина вышла из своей деревушки Анык и по лесной заболоченной тропинке пошла в другую деревню к бабушке. Она могла и не идти через лес, была там и окружная хорошая дорога. Но зачем такой крюк давать, если можно пройти коротким путем?
И скоро наткнулась девушка на лежащего поперек тропы мужика. Он как будто бы спал, закутавшись в свой кафтан, так что лица видно не было.
Нас, теперешних, такая ситуация, конечно, встревожила бы. В наше время люди просто так на дороге не валяются. Но жители этого глухого лесного края, видимо, в лесу были как дома. Почему бы и не прилечь на тропинку, если спать захотелось? Ну, может, выпил человек лишнего, да и отдохнуть решил. Он же дома.
И девушка Марфа бережно обошла спящего стороной и пошла своей дорогой. Возвращалась она домой на следующий день той же тропинкой. И увидела лежащего на том же месте в той же позе, лишь кафтан был еще плотнее наброшен на всю верхнюю часть туловища. Забеспокоившись, девушка откинула полу кафтана и с ужасом увидела, что головы у тела нет.
Отец ее вызвал полицию. На место страшного преступления выехали следователи и через несколько дней установили, что убитый был нищим крестьянином из Казанской губернии и звали его Кононом Матюниным.
Началось расследование. Были произведены обыски у всех жителей окрестных деревень, и в шалаше жителя села Старый Мултан, Моисея Дмитриева, был найден клок волос.
Конечно, генетической экспертизы тогда и в помине не было. Но все же следователи установили, что волосы не принадлежат хозяину шалаша, и никому из его друзей и близких. Этого оказалось достаточно, чтобы сфабриковать громкое дело!
Дело о ритуальном жертвоприношении.
Вятская губерния в конце 19 века была многонациональной российской окраиной. В ее состав входила теперешняя Удмуртия. Вот и злосчастное село Мултан было удмуртским.
Этот народ назывался тогда «вотяки» и был самым темным и заброшенным из народов Поволжья. Насильно христианизирован был в конце 18 века, но языческие верования и ритуалы соблюдались и в конце 19 века. А что за ритуалы были? В то время изучены они были плохо. В основном, по слухам и толкам. Ходили слухи, что есть у них человеческие жертвоприношения, но никто не сталкивался с такими ситуациями.
Как видим, ситуация классическая! Когда-то на заре христианства римляне обвиняли христиан в использовании жертвенной крови во время ритуалов. Потом, тысячу лет спустя в кровавых ритуалах обвиняли христиане евреев. Видимо, правящая религия в период упадка всеми силами цепляется за власть и во всем видит угрозу.
Так и зашатавшееся в конце 19 века православие стало порождать себе воображаемых врагов.
По обвинению в ритуальном убийстве вместе с Моисеем Дмитриевым были взяты еще девять человек, у которых никаких улик не находили. Видимо, просто не могли подтвердить свое алиби. Двоих из них пришлось отпустить. А оставшимся семерым было предъявлено обвинение в том, что они зазвали нищего бродягу к себе, напоили допьяна, вскрыли его, живого, вынули внутренности, выпили кровь и отрезали ему голову, которую принесли кому-то в жертву.
Заработали колеса огромной судебной машины. Девушку Марфу, которая накануне видела на дорожке тело с головой, только лицо закрыто было, хорошенько припугнули. И она дала показания, что головы у трупа не было с самого начала. Тут же нашлись добросовестные этнографы, которые стали всерьез дискутировать на страницах газет, какой именно ритуал совершали с несчастным семеро мултанцев.
Прямых улик не было ни одной, лишь косвенные. Но вотяки были осуждены на каторжные работы. Их пытались защищать, пытались восстанавливать справедливость. Но все было бесполезно.
Несколько месяцев спустя была найдена в болоте неподалеку от места событий голова Конона Матюнина. Становой пристав отказался было информировать начальство и велел схоронить голову от греха подальше. Но слухи пошли. Версия ритуального жертвоприношения начала было разваливаться. Пришлось ученым этнографам срочно найти ритуал, где человеческую голову нужно было бросить в воду, чтобы остановить свирепствующую тогда в России эпидемию холеры.
Но все же добились пересмотра дела. В защиту мултанцев включились лучшие люди России: блестящий юрист А.Ф. Кони, писатель и журналист В.Г. Короленко и другие. Но и им удалось оправдать вотяков только после второго пересмотра в 1896 году.
А раскрыто преступление было год спустя. В соседнем с Мултаном селе Анык умирал крестьянин Тимофей Васюкин. И на исповеди признался священнику, что убил нищего вместе со своим соседом Яковом Конешиным. Зачем? А чтобы подставить мултанцев. Он же подкинул волосы нищего в шалаш Моисееву.
Крестьяне села Анык давно зарились на земли мултанцев и решили таким образом выжить соседей с их территории.
Так что никаких ритуальных причин — вполне современные проблемы.
Продолжение цикла: Супруги Шаховские