Голова Великого Петра рождалась в муках! Фальконе делал один скульптурный вариант за другим, но что-то не удавалось. И вечный враг Фальконе, И.И. Бецкой, и сама Екатерина не находили должного портретного сходства. Не устраивал результат и самого Фальконе. Мощной экспрессии памятника должно было соответствовать и лицо властителя, взгляд, динамичный поворот головы. Возможно, сказывалась усталость Фальконе.
И в это время является в истории Медного всадника новое лицо.
Мари Анн Колло родилась в Париже в 1848 году. Мать ее умерла рано, отец заботиться о ней не захотел. И девочке очень рано пришлось искать себе дорогу.
В пятнадцать лет она пришла в мастерскую Фальконе и скоро стала самой успешной его ученицей. Он любил ее, как дочь, и очень гордился ее успехами. И всячески старался продвигать ее имя, понимая, что позаботиться о бедной девушке больше некому.
Именно с этой целью он взял ее с собой в Петербург. Здесь Мари сразу стала модным скульптором. Заказы на скульптурные портреты поступали постоянно. Сама Екатерина заказывает девушке свой бюст, который потом был подарен Вольтеру. Качество работ было оценено настоящими мастерами так высоко, что Мари была причислена к российской Академии художеств.
Но вот заказчики зачастую выполняли условия оплаты крайне небрежно. Фальконе возмущался, призывал заказчиков к порядочности, жаловался императрице, пытаясь защитить интересы Мари Колло.
Зла людская молва! Она тут же приписала Фальконе любовную связь со своей ученицей. Это очень злило скульптора. Он принимал в ней настоящее человеческое участие, надеялся помочь ей выйти замуж и обрести наконец семью. Вся эта история компрометировала девушку в глазах общества.
Ходили слухи, что Мари на самом деле ничего не умеет, все заказы выполняет за нее Фальконе. И это было прямым нарушением договора с российским правительством, которое и так было уже недовольно задержкой в создании памятника.
И вот в это время вдруг появляется скульптурный портрет Петра, сделанный руками Мари Колло. Портрет, который сразу был принят всеми. Мари использовала в работе гипсовую посмертную маску Петра, снятую в свое время Растрелли. И при максимальном портретном сходстве ей удалось при этом уловить властную складку лба и губ. А взгляд — чуть вбок придал лицу мощную экспрессию!
Кто же все-таки был автором этого портрета? Этьен всегда и всюду настойчиво подчеркивал, что только Мари Колло, только она, — сам скульптор и не касался этой работы. Но в этом была такая нарочитость, которой современники упорно не верили. Слишком заботился скульптор о защите и продвижении своей ученицы. Как бы то ни было, это всего лишь подозрения и догадки. А Мари Анн Колло была и в самом деле талантлива.
В 1773 году в Петербург внезапно приезжает из Лондона сын Фальконе Пьер. Он учился в Англии у знаменитого английского живописца Джошуа Рейнолдса.
На самом ли деле Пьер Фальконе увлекся молодой ученицей отца, или привлекло его то, что имя девушки стало известным в творческой среде? Но вскоре Мари Анн Колло стала женой Пьера Фальконе.
Надежды на карьеру в Петербурге для Пьера Фальконе быстро развеялись. Живописцем он был весьма посредственным. Вероятно, в семье начались по этому поводу раздоры. Пьер уехал в Париж, обидевшись на нелюбезный Петербург, и Мари Анн Колло с маленькой дочерью пришлось последовать за ним. Вскоре семья их распалась!
Продолжение цикла: Конь Медного Всадника