Он мечтал летать с детства. Но летал только в кино, в фильме, который создал сам с начала до конца.
Его нежно любил зритель и не принимала всерьез критика.
Ему ставили палки в колеса на каждом шагу и травили исподтишка. И как всегда признали великим артистом только после его смерти.
Леонид Федорович Быков родился в селе Знаменка Донецкой области 12 декабря 1928 года. Семья была самая простая, крестьянская. Отец прошел и Первую мировую, и гражданскую войну.
Когда Леониду Быкову исполнилось 2 года, семья, спасаясь от жестоких сталинских хлебозаготовок, приведших скоро к голодомору на всех черноземных областях Украины и Поволжья, ушла в город Краматорск, где отец поступил на завод вальцовщиком. В этом же городе Леонид Быков поступил в школу и дебютировал на сцене местного ДК в составе детского танцевального ансамбля.
Когда началась Великая Отечественная война, спасаясь от оккупации семья эвакуировалась в Барнаул. Здесь он, как многие подростки в то время, рвется на войну, мечтает стать военным летчиком. В 15 лет он уехал тайком в город Ойрот-Тур, потому что туда была эвакуирована Ленинградская школа военных летчиков, и, приписав себе лишних два года, подал документы. На медкомиссии его тут же забраковали за маленький рост, заодно выяснился его обман с датой рождения. Пришлось вернуться домой. Но еще через два года, уже под конец войны, он приехал в Ленинград, чтобы поступить в спецщколу для летчиков. И опять неудача – сразу после войны школа была расформирована.
Пришлось вернуться на родину, на Украину. И здесь, точно так же упорно, как в небо, он теперь двинулся в актерскую профессию. Поступал в театральный институт в Киеве, но не приняли. Отправился в Харьков, и там, в 1951 году, закончил актерский факультет Харьковского театрального института и в этом же году был принят в труппу Харьковского украинского театра им.Т.Г. Шевченко.
В следующем же году состоялся и его кинодебют в небольшой роли в забытом ныне фильме «Судьба Марины». Фильм большого интереса не вызвал, но характерная внешность Леонида Быкова запомнилась. В 1955 году он получил приглашение в Ленинград на съемки легендарного фильма «Укротительница тигров». И здесь успех актера был ошеломляющим. Смешной и трогательный Петя Мокин оказался в фильме более яркой фигурой, чем брутальный Федор Ермолаев, сыгранный Павлом Кадочниковым. И немудрено. В этом фильме, как и во многих последующих, Кадочникову играть было нечего, он был здесь красивой надежной мебелью, прекрасной парой для главной героини, сверкающей юностью и очарованием. То ли дело герой Леонида Быкова. Он и выписан-то было более ярко, с противоречивым сочетанием некрасивости и романтизма, и комизма, и простодушия, и душевной тонкости . Зрители полюбили его с этого фильма навсегда.
А потом был фильм «Максим Перепелица». Тема заказная, государственная – о том, как хорошо служить в рядах Советской Армии и как это воспитывает молодого человека.
Забавно, что в том же году вышел и другой знаменитый фильм на ту же тему и, даже практически по одному сценарию: «Солдат Иван Бровкин» с очаровательным Леонидом Харитоновым. В самом деле, фабула одна и та же. Симпатичный деревенский парень, разгильдяй и проказник, влюбленный в милую девушку, уходит в армию, где пытается так же, как раньше, лениться и проказничать. Но армейская жизнь быстро все ставит по местам, и бывший разгильдяй превращается в отличника боевой и политической подготовки, возвращается в родное село и после некоторых забавных недоразумений выясняет отношение с любимой девушкой.
Фабула одинакова. Герои разные. Иван Бровкин – великовозрастное дитя, инфантилен и мил. Максим Перепелица – лидер по своей сути, просто поначалу его предприимчивость направлена в неверное русло. Но в каждой своей выходке он необыкновенно симпатичен и всегда позитивен.
Этот фильм, пользовавшийся бешеной популярностью, сыграл в жизни Леонида Быкова роковую роль. Кинодеятели тут же поставили на нем жирный штамп, и долгое время актер не мог выбраться из этих бесконечных забавных разгильдяев и простодушных пейзан для украшения фона.
Интересный материал был предложен актеру лишь в некоторых фильмах.
В 1958 году Леонид Быков сыграл две прекрасные роли в фильмах «Добровольцы» и «Дорогой мой человек».
Смешной маленький Алеша Акишин, казалось бы, продолжение обычной темы, заявленной еще в «Укротительнице тигров», к концу фильма оказывается истинным героем. И его подвиг сыгран Леонидом Быковым трагически сильно. Да, ему не суждена был рукопашная схватка с врагом, но он остался один на тонущей подводной лодке, предоставив возможность спастись своему товарищу. И он один-единственный из трех друзей, погиб на этой войне. А сильные, смелые, мужественные его друзья вернулись домой живыми.
А Паша Богатырев, солдат, спасенный главным героем фильма «Дорогой мой человек», появляется в фильме в трагичный для себя момент, с ранением, тяжесть которого он вполне может оценить, как бывший фельдшер. А поправившись, он поражает своим человеческим обаянием, заботливостью и душевной уютностью. Человек, рядом с которым все так просто и хорошо, который одним своим присутствием может помочь другу в трудную минуту.
Огромный творческий потенциал Леонида Быкова обязательно должен был привести его в режиссуру. Но путь был труден.
Странная сложилась обстановка вокруг его имени в 60-е годы. Такое впечатление, что кто-то упорно не давал Быкову вырваться из удобного для всех амплуа «комического простака». Роли, где актер показывал нечто более глубокое, были встречаемы критикой с недоуменным молчанием.
Был принят в штыки критикой фильм «Алешкина любовь», где Быкову наконец досталась серьезная лирическая роль. И фильм задуман был нестандартно. Служит с отцом на железнодорожном разъезде разбитная девчонка, избалованная мужским вниманием. И в нее-то так всерьез влюбляется тихий скромный Алеша, над которым поначалу смеется вся бригада. Но ему удается невозможное — возродить исковерканную душу этой девушки. В эти годы хрущевской оттепели очень осторожно, буквально на цыпочках советская литература и искусство пытаются отступить от махрового советского целомудрия в сторону реализма отношений мужчины и женщины. И первопроходцам в такой щекотливой теме, конечно, достались все шишки.
Встречена в штыки была и первая режиссерская работа Леонида Быкова «Зайчик». Конечно, во многом это был первый блин и для самого автора. Он побоялся уйти слишком далеко от комизма, как будто под давлением чьего-то мнения. Все тот же милый простак, застенчивый интеллигент, да еще и со смешной фамилией Зайчик, с совершенно штатской работой гримера в театре и романтичной влюбленностью в милую девушку-актрису. Но для того, чтобы выручить ее из беды, он пускается в неслыханные авантюры с переодеванием, перевоплощениями. И все это завершается таким необычным для советского кино, неоднозначным финалом.
Запутавшись окончательно в своих героических авантюрах и так и не оцененный своей возлюбленной, Зайчик идет по улицам, выходит за город к железнодорожным путям и видит страшную картину. Мчится по рельсам поезд, а на путях возится маленькая девочка. Зайчик бросается наперерез поезду, чтобы спасти ее, и только оказавшись рядом, понимает, что она была в безопасности, на рельсах, ведущих в тупик. И девочка смеется над этим странным, непутевым взрослым, невесть чего испугавшимся.
Казалось бы, все складывалось хорошо. Дома красавица жена, подрастают сын и дочка. Но вокруг Леонида Быкова на родной Украине сгущаются тучи – и там, откуда не ждали. Всенародная слава и любовь превратилась для актера в новую проблему. Его обязывали стать частью структуры, которая была ему ненавистна своими диктаторскими замашками и хамством. Отказавшись участвовать в советских великосветских попойках и всячески служить местным властям, Леонид Быков поставил себя в страшные условия. Его предупредили, чтобы он уезжал из Украины и семью забирал, иначе плохо будет его сыну в армии.
И новая беда разразилась уже над сыном Олесем, Александром. В армии он был избит, получил тяжелые травмы и почему-то отправлен в психиатрическую клинику, откуда вышел с соответствующим диагнозом.
Сломанный духовно Олесь, пытаясь найти друзей и как-то вписаться в мир, связался с криминальной компанией. О наклонностях своих новых друзей юноша и не догадывался, пока его не втянули в историю с ограблением ювелирного магазина. Александр просто без разрешения отца взял его машину, чтобы прокатить друзей, а они остановили машину у ювелирного магазина и пошли на дело. Тут же были задержаны, а с ними и Александр Быков.
От тюрьмы его удалось спасти только благодаря тому самому психиатрическому диагнозу. В результате он опять оказался в больнице и уже на несколько лет.
А отец, Леонид Быков, чуть не умер от инфаркта.
Долгое время он почти не появлялся на экране. Была неудачная попытка создать фантастический фильм, сохранившийся частично под названием «Где вы, рыцари?» Все та же гнетущая обстановка вокруг него мешала работать.
Чуть не запрещен был с самого начала легендарный фильм, шедевр Леонида Быкова, «В бой идут одни старики». Почему запрещен? А где же тут воинские подвиги? Где героизм? Вместо подвигов песни поют! Конечно, можно списать это на советскую идеологию, но почему-то роскошный музыкальный фон не помешал фильму «Небесный тихоход», и никто не думал запрещать его в жестокое сталинское время. Такое впечатление, что травля Леонида Быкова продолжалась, и конца ей не было.
Как бы то ни было, успех фильма «В бой идут одни старики» превзошел все ожидания. А за ним последовал еще один звездный фильм Леонида Быкова «Аты-баты, шли солдаты». Странно и страшно правдивый фильм даже для нашего времени, не говоря уже о брежневской лакированной эпохе. Сценарий Леонида Быкова, его же постановка. Он же играет русского воина, ефрейтора Виктора Святкина, обучающего азам фронтовой жизни юного лейтенанта.
Спустя два года Леонид Быков погиб в автомобильной катастрофе. Странно погиб, будучи опытным водителем и совершенно трезвым в этот день. Но почему-то вздумалось ему обогнать идущий впереди трактор и попасть под колеса встречного грузовика. Прокуратура, разобрав дело, не нашла виновных в аварии. А сам Леонид Быков уже не мог ничего объяснить!