Отношение к этому античному мудрецу в исторической науке неоднозначно. Одни считают его самостоятельным мыслителем, основоположником Элейской школы. Другие утверждают, что он просто передавал в яркой и доступной форме идеи неизвестных нам мудрецов ионической школы.
VI-V век до нашей эры. Это было время, когда наука распространялась в основном изустно! Поэтому вполне вероятно, что авторство идеи мы приписываем тому, из чьих уст она прозвучала. А прозвучали эти идеи из уст очень талантливого человека.
Родился Ксенофан в городке Колофоне в Малой Азии. Этот ныне турецкий край назывался в то время Ионией и принадлежал Афинам.
Мирную его жизнь в родном городе прервало персидское нашествие.
Многие города Ионики были разрушены, жители гибли, попадали в рабство, спасались бегством.
В числе беглецов был и Ксенофон. Потеряв все, лишенный крова и пищи, он стал бродячим рапсодом, сказителем.
Очень интересное и выразительное слово «рапсод»! Означает оно буквально «сшиватель од». То есть автор, который собирает и перерабатывает народные песни, сказания, соединяя их в целостный эпос! Таким рапсодом, по-видимому, был Гомер.
Но Ксенофан интересен тем, что его песни были посвящены не только богам и героям, но всему мироустройству. По существу, это были научные труды в поэтической форме, которая в дальнейшем похвачена такими блестящими авторами, как Тит Лукреций Карр и Парменид.
В его песнях мы находим удивительное свободомыслие. Он точно нашел уязвимое место древнегреческой религии, которая сотворила богов по человеческому образу и подобию.
Творец всего сущего, по мысли Ксенофана, не может иметь человеческий облик, характер и поступки. Он надчеловечен. Ему не нужна материальная природа и физическая сила: он творит и правит силой мысли.
И удивительно четко и логично выстроенная Ксенофаном форма доказательства единобожия в противовес идеям Гомера и Гесиода в дошедших до нас фрагментах произведения под названием «Силл».
Для трудов Ксенофана характерна строгая логичность, опирающаяся на факты и наблюдения. И не вина мыслителя, что выводы он делал неверные — фактический материал был по тем временам невелик.
Так он считал, что мир нашего существования, нашего физического бытия и ощущений — это Земля. Но корни Земли уходят в бесконечность, к единому Творцу.
Звезды в небе — это сгустившиеся испарения, которые вечно горят вследствие своей сильной сгущенности.
Земля, та что под ногами нашими, родилась из моря. Почему? Да потому что на суше мы находим древние раковины и отпечатки рыб и морских животных на камнях.
И наконец, изначальная истина недоступна человеку. Человек может воспринять лишь ничтожную часть ее, доступную своему зрению и пониманию.
А о поэтическом гении Ксенофана дал нам представление А.С.Пушкин. Одно из его стихотворений так и называется «Из Ксенофана Колонфского» и представляет собой вольный перевод сохранившегося отрывка.
Продолжение циклов:
Поэт-мудрец из Колофона (Ксенофант): 1 комментарий