История Педания Секунда

slavery-rome-04

Окно в античный мир

Эта странная история произошла во второй половине первого века нашей эры, спустя несколько десятков лет после распятия и воскресения Христа.

Интересна она, пожалуй,  тем, что достаточно ярко рисует то общество, в котором приходилось действовать первым апостолам новой веры.

Жил  в Риме в царствование императора Нерона префект Луций Педаний Секунд. Кто такой префект в Древнем Риме? Чиновник достаточно крупного калибра, типичный управленец.

Ничем особенным замечателен он не был на общем фоне римских аристократических нравов. Как все, не более того!

Но смерть его оказалась совершенно скандальной! Он поссорился с собственным рабом Анаклетом … из-за юного любовника. Ни хозяин, ни раб не хотели уступить друг другу красивого юношу. Ссора закончилась тем, что Анаклет зарезал своего господина.

По римским законам подобное преступление каралось смертной казнью. И не только самому преступнику суждена была смерть, но и всем четыремстам домашним рабам убитого господина за то, что не сохранили жизнь хозяину, не предотвратили преступление.

В принципе, если вспомним, во многих древних культурах вместе с умершим господином хоронили и всех его рабов, чтобы обеспечить все удобства в загробном мире. Так что ничего странного в римском законе с точки зрения традиций не было.

Несколько веков этот закон в Риме исполнялся неукоснительно и не вызывал ни у кого возражений. И вдруг в этом странном и тревожном первом веке нашей эры все стало с ног на голову!

Казнь рабов вызвала целую бурю во всем Риме. Толпа собралась у сената, перегородила дорогу, по которой вели рабов, угрожала расправой страже и сенаторам.

Император Нерон был вынужден прибегнуть к военной силе. Только с помощью войск удалось оттеснить восставших и провести рабов к месту казни.

Этакое революционное требование справедливости? «Восстаньте, павшие рабы»? Очень соблазнительно представить дело именно так. Но почему эта же толпа так радостно наполняла амфитеатры, когда на арене шли бои рабов-гладиаторов, травля сотен таких же рабов дикими зверями?

Уж не всеобщий ли грязный порок античности уравнял для них в правах господина и раба?

Есть о чем задуматься даже в нашем ХХI веке.

Продолжение цикла: Александрийский музейон

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.