Интервью с писателем-фантастом Павлом Шарппом

В конце 2020 года были подведены итоги престижного литературного конкурса «Новый сказ» на премию имени П.П. Бажова. Звание лауреата II степени в номинации «Фантастика» получил писатель, ученый, философ Павел Шарпп за свой роман «Ирония на два голоса». Мы попросили писателя рассказать о своем творчестве.

-Павел Игнатьевич, Вы доктор биологических наук, исследуете сложнейшие темы, связанные с нейробиологией клеток мозга, работали над этой темой в университетах Великобритании. Как произошел поворот в сторону литературной деятельности?

Скорее это не поворот, а продолжение пути, начатого в юности, когда мной была написана фантастическая повесть. Текст её утерян, но увлечение осталось. Кроме всего я очень любил писать пародии и эссе, шутливые отклики на коллег и друзей. В науке  мне удалось сделать интересные работы, получить признание и заказ на обзор в международном топ журнале «Прогресс в нейробиологии». Параллельно с наукой я вернулся к научной фантастике. Этот жанр позволяет высказывать любые гипотезы, хотя и без строгих доказательств, но с возможностью открывать иные миры, находить необычные аспекты видения мира и самих себя . Это свобода творчества. Многие высказанные  фантастами идеи и представления привели к реальным достижениям в науке и технологиях. 

-Ваша настоящая фамилия — Пахотин. Как появился  звучный и изысканный псевдоним Шарпп?

Мне захотелось, чтобы литературные публикации издавались под особым псевдонимом. Я пошел в этом по довольно простому пути.
ШАР – это начало фамилии моей мамы, а ПП – мои инициалы.

-Герой Вашего романа “Ирония на два голоса” находится в постоянном диалоге с некоей самостоятельной духовной сущностью, которая живет в нем. Вы не боялись, что читатели воспримут этот сюжет несколько клинически?

-Тема двойников и внутренних диалогов широко использована в мировой литературе, и это не является чем-то клиническим. Этот феномен заслуживает изучения учеными и аналитиками. Мне представляется очень важным обратить внимание читателей, психологов и философов на то, что мышление человека не просто отражение информации, а серьёзный аспект работы сознания и познания социальной среды. Устройство мироздания можно исследовать по-разному. В том числе следует обратить внимание, что во вселенной можно встретить не только инопланетян, но и то, что можно обозначить как вселенский разум, с которым человечество находится в контакте.

-История Вашего героя создает впечатление автобиографичности. Так ли это?

Эта книга не является автобиографией в полной мере, но даёт понять, как человек может с детства увлечься наукой. Нечто подобное произошло и со мной. Я уверен, что  развитие науки позволяет человечеству двигаться вперед, а мышление человека будет заметно беднее, если его лишить возможности слышать свой внутренний голос, который во многом отражает характер и особенности самых близких людей, а значит, приносит нечто индивидуальное во внутреннюю вселенную каждого. Я, как и многие писатели, опираюсь на свой жизненный опыт, собственные впечатления и память.  Многое дают пристальные наблюдения за судьбами людей.

-Повествование Вашего романа ведется от первого лица, создавая единство автора и героя-рассказчика. А каковы в действительности Ваши отношения со своим героем? Не случается ли вступать с ним в конфликт?

Да, это случается — главные герои приобретают самостоятельность, имеют свои  характер и волю. При попытках в книге увести сюжет в сторону, я чувствую, что поведение главного героя и внутреннего голоса не соответствует логике изложения, они вступают в противоречие.

-Ваш роман буквально заражает стремлением к расширению сознания и выявлению новых способностей. А как на Ваш взгляд обстоит дело в реальности? Удалось ли людям за эти постсоветские годы расширить свое сознание — ведь теперь все идеологические запреты сняты?

-Я уверен, что внутренняя вселенная человека обладает собственной свободой и  напрямую не зависит от устройства социума. Более того, внутренняя свобода мышления помогает менять реальную жизнь, находить новые пути развития. Конечно,  люди стали другими в условиях свободы от политических запретов и штампов. Видимо, задача современной литературы увидеть особенности и предпочтения людей современной эпохи ХХI века.

-Повествование Вашего романа выводит читателя на излюбленную фантастами тему – герой спасает мир. Вы действительно считаете, что наш мир пора спасать?

Нам следует изучать устройство мироздания и то, как оно отражается в мышлении человека, циклических процессах души и тела. Крайне важно понимать, что непродуманные поступки человека, всей человеческой цивилизации могут привести к мировым войнам, катастрофам и необратимым разрушениям нашего земного мира и даже вселенной. Главное, чтобы люди следуя задачам достичь новых технологий и богатств, не совершали фатальных ошибок.

-В опубликованном романе Вы поставили перед читателем множество интереснейших вопросов: исторических, естественнонаучных, философских. О чем же придется задуматься читателю в следующих частях эпопеи?

-Даже после первых шагов человека в космос поменялось наше представление о мире, о том, как и куда нам следует двигаться. Еще большие достижения нас ждут по мере проникновения в дальний космос, в иные миры. Можно полагать, что человечество узнает много нового о пространстве и времени, о взаимодействии с иными видами разума, покорении энергии, найдутся новые пути продления жизни, понимания генома и собственного мышления. В следующих частях этого цикла книг сохранятся отношения главных героев, несмотря на опасности и сложности . Связи с миром Всеразума и внутренним голосом позволят нашим героям находить остроумные и точные решения, получать помощь в предсказании будущего. По-прежнему главный герой будет брать на себя ответственность за безопасность любимых людей и даже человечества в целом. Но как и прежде, он не сможет обойтись без помощи своих близких, без воодушевления и применения талантов, подаренных природой.

Безусловно,  удивительные приключения и коллизии ждут главных героев в области интеллекта, творчества, любви и раскрытия новых парадоксов. Это будут необычные открытия и творческие достижения.      

-Ваш роман “Ирония на два голоса” принес Вам звание лауреата конкурса “Новый сказ” на премию им. П.П. Бажова. Собираетесь ли Вы в дальнейшем принимать участие в литературных конкурсах и фестивалях ИСП?

Безусловно, творческие конкурсы, которые проводит ИСП, являются воодушевляющим явлением жизни писательской среды, заставляет стремиться к выразительности произведений, к ожиданию откликов коллег, читателей и критиков. Это служит мощным фактором поддержки, дарит энергию для создания нового, возможность  получать обратную связь в Союзе писателей. Конечно, я собираюсь принять участие в фестивалях и творческих конкурсах ИСП. Это всегда очень увлекательно и позволяет узнать много ярких личностей. 

 

Читайте первую опубликованную часть романа Павла Шарппа «Ирония на два голоса» https://www.litres.ru/pavel-sharpp/ironiya-na-dva-golosa/

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.