Был в советской литературе такой особый жанр — «деревенская проза».
Его хронологические рамки строго очерчены. 1960-1980-е годы. Почему так, не раньше и не позже? И ведь не вписывается в этот промежуток наш эпичный Михаил Шолохов.
Судьба советского крестьянства всегда была темным пятном на совести государства.
Ограбленное, ошельмованное во имя диктатуры пролетариата, оно десятилетиями существовало в некоем ином измерении, в которое советской культуре заглядывать не хотелось. Разве что художникам разрешалось создавать пейзажи с пейзанами на радость городским жителям, чтобы сложилось удобное впечатление, что колхозное крестьянство и забот там на свежем воздухе не знает, пока пролетариат строит коммунизм.
А какие дивные фильмы создавались о русской деревне деятелями киноискусства, которые видели деревенскую жизнь только издали, летом, на даче! Талантливые музыкальные сказки, практически мюзиклы, яркие, веселые, задорные!
Замечательный советский писатель Федор Абрамов начинал свою деятельность как литературовед, доцент кафедры советской литературы филологического факультета ЛГУ. Родился он в деревне, под Новгородом, в самой крестьянской семье, пятым ребенком в семье.
Школу закончил с отличием, был принят в ЛГУ без экзаменов. Началась война, и он ушел с третьего курса добровольцем на фронт, был тяжело ранен. Но уже не годный к строевой службе, остался служить в контрразведке.
После войны закончил обучение, остался в аспирантуре, стал преподавателем в ЛГУ
Первый свой роман «Братья и сестры» писал он шесть лет. Закончил в 1956 году.
Ведь и диктатура пролетариата себя изжила, и ХХ съезд грянул, но по инерции правда о деревне была страшна по-прежнему. Еще в 1954 году Федор Абрамов был чуть не уволен из ЛГУ за статью, в которой предлагал сказать, наконец, правду о советской деревне.
А роман «Братья и сестры» не приняли ни «Новый мир», ни «Октябрь» — самые прогрессивные советские журналы. Только в 1958 году роман был напечатан в журнале «Нева» и вызвал целую бурю, хотя в целом и положительную.
Уж такова была его судьба, такова была избранная им тема. Каждое новое произведение встречалось бурей критики, выросшей на Кубанских казаках.
Это сейчас повести «Пелагея», «Алька», «Деревянные кони» входят в школьную программу по литературе и стали классикой.
Совсем недавно, в 2014 году был экранизирована эпопея «Пряслины», первой частью которой был роман «Братья и сестры». Сериал был назван «Две зимы и три лета».
Но почему считается, что жанр деревенской прозы после 80-х годов себя изжил? Опять ушли мы в сказки: в фэнтези, в детективы всех форматов, в женские романы. Наверно, опять страшно взглянуть правде в глаза.
Продолжение цикла: «Деревянные кони» Федора Абрамова