Современным автомобилистам, наверно, неизвестно, какое отношение имеют фары их любимых автомобилей к античной культуре.
В середине III века до нашей эры моряков древнего мира, путешествовавших по Средиземному морю, спасал в туман и непогоду Фаросский маяк, одно из семи чудес света. В честь этого маяка и названы были осветительные приборы автомашин фарами.
Как и почему появился на маленьком острове Фарос грандиозный маяк?
Александрия к III веку до нашей эры стала крупным портовым городом. Здесь сходились торговые пути всей Европы и Африки. Единственным препятствием для успешной торговли были отмели. Илистый полноводный Нил тысячелетиями несет мутную воду в Средиземное море из самого сердца Африки, и тысячелетиями оседал ил у самого устья Нила, где стоял город Александрия. Торговым судам приходилось с трудом лавировать между отмелями, чтобы достичь порта. Чтобы им помочь и поддержать высокий статус города-порта, фараоном Птолемеем I было решено поставить на маленьком прибрежном островке небывалый по величине маяк.
Постройка была задумана как мощная крепость! Сам маяк стоял посреди выложенного каменными плитами двора. Окружали двор высокие крепостные стены с бастионами по четырем углам. В стенах бойницы для обороны от врагов. Добраться до маяка можно было только через ворота, защищаемые вооруженной стражей.
Сам маяк представлял собой огромную трехэтажную башню в 120 метров высотой. Поистине чудо света по античным меркам! Построено было это чудо из известняка и облицовано белым мрамором и бронзой.
Нижний этаж имел квадратное сечение. Длина каждой из стен составляла около 30 метров. Стены этого этажа были 65 метров высотой и развернуты строго по сторонам света. Венчала первый этаж надпись на древнегреческом языке: «Богам-спасителям — для спасения моряков». Надпись очень дипломатичная. Тут поклон не только Зевсу с Посейдоном, но и Птолемею I с супругой Береникой, поскольку они были после смерти обожествлены.
Но на другой стене нижнего этажа можно было прочитать истинного автора этого здания: Сострат из Книда, сын Дексифана.
Легенда говорит о том, что эту свою подпись архитектор покрыл слоем штукатурки, чтобы не навлечь на себя гнев фараона. И лишь через века, когда осыпалась штукатурка, миру предстало имя создателя.
Верхние углы этого этажа были украшены гигантскими фигурами тритонов, слуг Посейдона.
Открытый вход без двери вел к винтовой галерее без ступенек. Это была дорога… для осликов. Здесь поднимались они вереницей наверх и везли на себе горючее для маяка, как живой конвейер. По бокам галереи были помещения. Это были и кладовые для оружия, запасов пищи и воды. Это были и жилые помещения для солдат, охраняющих маяк.
В подземелье маяка был огромный бассейн для питьевой воды – на случай долговременной осады.
Второй этаж маяка – восьмигранная башня высотой около 30 метров. Она стояла на сводах и стенах нижнего этажа, как отдельное здание. Углы этой башни представляли собой розу ветров – ориентированы на основные направления ветра.
Площадку, на которой стоял второй этаж маяка, украшали бронзовые статуи-флюгера. Поскольку дорога к маяку всегда была под охраной и любоваться этими статуями можно было только издалека, то и ходили о них чудесные легенды. Говорили, что эти статуи живые. Одна из них всегда указывает рукой на солнце. И поворачивается вокруг своей оси, чтобы и в туман указать положение светила. О другой статуе говорили, что она особыми звуками отмечает каждый час дня и ночи. Еще одна разумная статуя вообще чудеса творила. Она поднимала руку и указывала туда, где еще только день спустя должен был показаться вражеский флот. А когда корабли появлялись в поле зрения, статуя начинала трубить в огромную трубу.
Здесь заканчивается путь для осликов. И в дело вступают механизмы, поднимающие горючее на верхний этаж.
И последний ярус маяка – девятиметровая цилиндрическая башня – это и был собственно фонарь. Огонь, постоянно горевший внутри башни, отражался целой системой гигантских вогнутых зеркал. И свет от этого маяка был виден на расстоянии 48 километров.
И этот ярус-фонарь был замечательно украшен восемью полированными гранитными колоннами. А на верхушке купола была установлена бронзовая статуя богини Исиды-Фарии, покровительницы острова и защитницы всех мореплавателей. Статуя была покрыта золотом. Одна ее рука лежала на руле, а другая поддерживала рог изобилия с цветами и плодами.
Вот такое удивительное было сооружение.
Стоял маяк почти 15 веков. Только в XII веке нашей эры он потерял свое значение. Бухта Александрии настолько обмелела, что корабли дойти до города уже не могли. А значит, и надобность в маяке пропала. С него сняли охрану, и по-видимому, скоро он был разграблен. А через 200 лет он разрушился в результате сильного землетрясения.
Остатки здания были использованы для постройки крепости.
И наконец, совсем недавно, в 2015 году, правительством Египта было решено восстановить этот маяк в первозданном виде.
Продолжение цикла: Камея Гонзага