Мне повезло в жизни. Я училась на филфаке ЛГУ в те времена, когда там работали настоящие гиганты: Григорий Абрамович Бялый, Владислав Евгеньевич Холшевников. Восходили настоящие звезды : Владимир Маркович МаркОвич, Борис Валентинович Аверин. На их лекции приходило студенчество всего города, вплотную стояли в проходе и у стен аудитории, стояли толпой в коридоре. Это были преподаватели- артисты, завораживали и полетом мысли, и изысканным стилем.
Мне несказанно повезло учиться не у звезды, а у Учителя.
Наша группа попала на просеминар к Геннадию Владимировичу Иванову на третьем курсе. До этого мы с ним не сталкивались. Лекции он читал у дневного отделения. «Дневники» боялись его панически. Говорили, что сдать ему экзамен с первого раза практически невозможно. А студенты группы, которую он курировал, готовы были на него молиться.
Нас, вечерников, попавших к нему на просеминар, предупредили сразу: «Теперь взвоете!» Кое-кто действительно взвыл. Свою научную деятельность мы начали с библиографии по выбранной теме. Напоминаю, это была эпоха не только ДО интернета, но и практически ДО доступного ксерокса. Он уже, правда, существовал, но не для простых смертных студентов. Библиография составлялась на библиографических карточках, знаете, такие, с дырочками внизу. В определенном порядке. Фамилия автора, инициалы. Ниже название. Еще ниже место издания, в кавычках название издательства, год издания. Таких карточек по своей теме надо было наделать не менее пятидесяти штук. А в группе нашей было восемь человек.
Каково же было наше удивление и даже ужас, когда оказалось, что Геннадий Владимирович все эти наши карточки проверил и скрупулезно исправил ошибки. Кто-то забыл кавычки, кто-то перепутал инициалы автора!
Это был первый и очень важный шаг в науку! Мы постонали и привыкли. И научились уважать этот нудный процесс. Только потом, уже в работе над курсовиками, мы поняли, как это было важно.
Геннадий Владимирович был настоящий чеховский интеллигент! Вечно хмурый, даже суровый с виду. Через несколько занятий мы научились видеть его улыбку, улыбался он глазами. Если очень смешно ему было, а чувство юмора у него было тончайшее, то плотно сжимал губы. Но это был человек необыкновенной доброты и щедрости. У него так и не хватило времени защитить докторскую диссертацию, зато его ученики сейчас доктора наук и профессоры. А он как ученый растворился в учениках.
Мы в его семинаре подобрались разные, с совершенно разными способностями и возможностями. Некоторые из нас уже сокрушались, что зря на филфак пошли – не написать будет дипломную работу! Как? О чем? Непонятно! И над каждым из нас восьми он работал, буквально как скульптор, вытачивая из нас то, что задумал, что в нас увидел.
Он ничего не делал за нас! От начала и до конца у нас была полная уверенность, что мы все делаем сами. Только какие-то моменты будто глаза у меня открывались, и я видела, как Геннадий Владимирович ведет студента к нужному пути, умело приводит к собственным маленьким открытиям, которые сам и разбрасывает для студента на дороге.
Так одному моему однокурснику он вскользь посоветовал обратить внимание на одну деталь у Достоевского. Эта деталь вывела моего однокурсника на роскошную тему, которая стала дипломной работой, а потом и кандидатской диссертацией!
А как он трудился над нашими курсовыми, терпеливо выискивая «тараканов» и «очепятки»! Сколько раз заставлял переписывать, добиваясь безукоризненной стилистической чистоты! Как радовался, если перед нами вставали вопросы и открывались нерешенные проблемы! Кажется, найденным нами вопросам он радовался больше, чем ответам.
Помню, как я была горда, когда вышла на выводы, идущие вразрез с советской идеологией! Геннадий Владимирович лукаво улыбнулся одними глазами, крепко сжал губы и сказал только:
«Еретическими суждениями балуетесь, Ольга Владимировна». Он всех нас, 22-23 летних называл исключительно на вы и по имени-отчеству.
А результат был такой. Все 8 дипломников его семинара защитились на отлично! А те, кто выбрал себе семинары от «звезд» филфака, нам страшно завидовали! С ними «звезды» не возились!
Вам просто повезло. что у Вас был такой руководитель! Тут действительно есть чему позавидовать от души..
Такие Учителя запоминаются на всю жизнь. Мне тоже повезло, в моей жизни тоже были такие. Читая статью, понимаю, что вашим ученикам повезло тоже).
«Да, были люди в наше время…» С какой теплотой и нежностью Вы рассказали нам о своем Учителе! Похоже, Ваш Геннадий Владимирович был из той самой замечательной когорты интеллигентов, которыми славен был Петербург.
Да, таким он для меня и остался в памяти!
О, прочитала с большим удовольствием! В ВУЗах столько индивидуальностей в преподавательском составе, в школе больше энтузиастов…а вот в Вузах… много людей , которые живут в своем мире науки…их можно считать немного странными, чудаковатыми..но честнейшими людьми…которые искренни во всех своих проявлениях!
Ох, как мало осталось этих чудаков и как много стало в науке деловых людей! Если бы это еще и на пользу пошло! Так ведь!…
Непросто шлифовать характеры и оттачивать умения, но так выращивают Мастеров. Видимо, поэтому у тебя, подруга моя, такой профессиональный подход ко всему новому )) Благодарность Учителю и Учителям!
Наши научные руководители всегда остаются в памяти. И родными становятся, как свои, как родители.
Хороший научный руководитель — в прямом смысле родитель. В муках рождает будущее науки.
Наверное, у каждого из нас остались в памяти такие учителя. Непонятная для меня физика стала одним из любимых предметов благодаря педагогу. Нелюбимые исторические даты и события, которые вечно путались в моей голове, упорядочились тоже благодаря старенькой и очень тихой учительнице. Она так рассказывала, что даже самые отъявленные балбесы слушали, открыв рот. А сейчас новые методики, иной подход… Кому интересно знать, какие необычные школы в мире существуют, милости прошу- http://kak-sdelat-mne.ru/shkola-dlya-progulshhika
Ольга, Вы не правы когда написали: » как мало осталось этих чудаков и как много стало в науке деловых людей! Если бы это еще и на пользу пошло!» Если бы у нас все было так, что не идет на пользу, то не встала Россия с колен. И не было бы различных технопарков, подобно Новосибирскому. С другой стороны каждое поколение отстаивает себя и ругает вновь пришедших. Очевидно это тот случай.
Ну да! Верно! Ловлю себя на стариковском ворчании!!!)))
Ольга,прочитав ваш рассказ вспомнил своего преподавателя, который как «комета» промелькнул,через мою жизнь.Настолько мал был отрезок,что я к своему стыду забыл имя-отчество.Помню только фамилию-Фалалеев! Наподобие вашего преподавателя я выслушивал разные мнения, о нем, но я точно знаю,что он был педагог с большой буквы!!!
Да, только со временем мы начинаем понимать, сколько изменили в нашей жизни такие люди-«кометы»!
Оля, вновь мне хочется поздравить вас с таким везением в жизни, как НАСТОЯЩИЙ УЧИТЕЛЬ — настоящий маяк! Испытываю трепет при одной только мысли: жизнь не так уж сложна, коль встречаются нам на пути такие Проводники!