Доцент филфака Г.В.Иванов.

ceeb2374575a

Мне повезло в жизни. Я училась на филфаке ЛГУ в те времена, когда там работали настоящие гиганты: Григорий Абрамович Бялый, Владислав Евгеньевич Холшевников. Восходили настоящие звезды : Владимир Маркович МаркОвич, Борис Валентинович Аверин. На их лекции приходило студенчество всего города, вплотную стояли в проходе и у стен аудитории, стояли толпой в коридоре. Это были преподаватели- артисты, завораживали и полетом мысли, и изысканным стилем.

Мне несказанно повезло учиться не у звезды, а у Учителя.

Наша группа попала на просеминар к Геннадию Владимировичу Иванову на третьем курсе. До этого мы с ним не сталкивались. Лекции он читал у дневного отделения. «Дневники» боялись его панически. Говорили, что сдать ему экзамен с первого раза практически невозможно. А студенты группы, которую он курировал, готовы были на него молиться.

Нас, вечерников,  попавших к нему на просеминар, предупредили сразу:  «Теперь взвоете!» Кое-кто действительно взвыл. Свою научную деятельность мы начали с библиографии по выбранной теме. Напоминаю, это была эпоха не только ДО интернета, но и практически ДО доступного ксерокса. Он уже, правда, существовал, но не для простых смертных студентов. Библиография составлялась на библиографических карточках, знаете, такие, с дырочками внизу.  В определенном порядке. Фамилия автора, инициалы. Ниже название. Еще ниже место издания, в кавычках название издательства, год издания. Таких карточек по своей теме надо было наделать не менее пятидесяти штук. А в группе нашей было восемь человек.

Каково же было наше удивление и даже ужас, когда оказалось, что Геннадий Владимирович все эти наши карточки проверил и скрупулезно исправил ошибки. Кто-то забыл кавычки, кто-то перепутал инициалы автора!

Это был первый и очень важный шаг в науку! Мы постонали и привыкли. И научились уважать этот нудный процесс. Только потом, уже в работе над курсовиками, мы поняли, как это было важно.

Геннадий Владимирович был настоящий чеховский интеллигент! Вечно хмурый, даже суровый с виду. Через несколько занятий мы научились видеть его улыбку, улыбался он глазами. Если очень смешно ему было, а чувство юмора у него было тончайшее, то плотно сжимал губы. Но это был человек необыкновенной доброты и щедрости.  У него так и не хватило времени защитить докторскую диссертацию, зато его ученики сейчас доктора наук и профессоры. А он как ученый растворился в учениках.

Мы в его семинаре подобрались разные, с совершенно разными способностями и возможностями. Некоторые из нас уже сокрушались, что зря на филфак пошли – не написать будет дипломную работу! Как? О чем? Непонятно! И над каждым из нас восьми он работал,  буквально  как скульптор, вытачивая из нас то, что задумал, что в нас увидел.

Он ничего не делал за нас! От начала и до конца у нас была полная уверенность, что мы все делаем сами. Только какие-то моменты будто глаза у меня открывались, и я видела, как Геннадий Владимирович ведет студента к нужному пути, умело приводит к собственным маленьким открытиям, которые сам и разбрасывает для студента на дороге.

Так одному моему однокурснику он  вскользь посоветовал обратить внимание на одну деталь  у Достоевского. Эта деталь вывела моего однокурсника на роскошную тему, которая стала дипломной работой, а потом и кандидатской диссертацией!

А как он трудился над нашими курсовыми, терпеливо выискивая «тараканов» и «очепятки»! Сколько раз заставлял переписывать, добиваясь безукоризненной стилистической чистоты! Как радовался, если перед нами вставали вопросы и открывались нерешенные проблемы! Кажется, найденным нами вопросам он радовался больше, чем ответам.

Помню, как я была горда, когда вышла на выводы, идущие вразрез с советской идеологией! Геннадий Владимирович лукаво улыбнулся одними глазами, крепко сжал губы и сказал только:

«Еретическими суждениями балуетесь, Ольга Владимировна». Он всех нас, 22-23 летних называл исключительно на вы и по имени-отчеству.

А результат был такой. Все 8 дипломников его семинара защитились на отлично! А те, кто выбрал себе семинары от «звезд» филфака, нам страшно завидовали! С ними «звезды» не возились!

 

Доцент филфака Г.В.Иванов.: 15 комментариев

  1. Такие Учителя запоминаются на всю жизнь. Мне тоже повезло, в моей жизни тоже были такие. Читая статью, понимаю, что вашим ученикам повезло тоже).

  2. «Да, были люди в наше время…» С какой теплотой и нежностью Вы рассказали нам о своем Учителе! Похоже, Ваш Геннадий Владимирович был из той самой замечательной когорты интеллигентов, которыми славен был Петербург.

  3. О, прочитала с большим удовольствием! В ВУЗах столько индивидуальностей в преподавательском составе, в школе больше энтузиастов…а вот в Вузах… много людей , которые живут в своем мире науки…их можно считать немного странными, чудаковатыми..но честнейшими людьми…которые искренни во всех своих проявлениях!

    1. Ох, как мало осталось этих чудаков и как много стало в науке деловых людей! Если бы это еще и на пользу пошло! Так ведь!…

  4. Непросто шлифовать характеры и оттачивать умения, но так выращивают Мастеров. Видимо, поэтому у тебя, подруга моя, такой профессиональный подход ко всему новому )) Благодарность Учителю и Учителям!

    1. Хороший научный руководитель — в прямом смысле родитель. В муках рождает будущее науки.

  5. Наверное, у каждого из нас остались в памяти такие учителя. Непонятная для меня физика стала одним из любимых предметов благодаря педагогу. Нелюбимые исторические даты и события, которые вечно путались в моей голове, упорядочились тоже благодаря старенькой и очень тихой учительнице. Она так рассказывала, что даже самые отъявленные балбесы слушали, открыв рот. А сейчас новые методики, иной подход… Кому интересно знать, какие необычные школы в мире существуют, милости прошу- http://kak-sdelat-mne.ru/shkola-dlya-progulshhika

  6. Ольга, Вы не правы когда написали: » как мало осталось этих чудаков и как много стало в науке деловых людей! Если бы это еще и на пользу пошло!» Если бы у нас все было так, что не идет на пользу, то не встала Россия с колен. И не было бы различных технопарков, подобно Новосибирскому. С другой стороны каждое поколение отстаивает себя и ругает вновь пришедших. Очевидно это тот случай.

  7. Ольга,прочитав ваш рассказ вспомнил своего преподавателя, который как «комета» промелькнул,через мою жизнь.Настолько мал был отрезок,что я к своему стыду забыл имя-отчество.Помню только фамилию-Фалалеев! Наподобие вашего преподавателя я выслушивал разные мнения, о нем, но я точно знаю,что он был педагог с большой буквы!!!

    1. Да, только со временем мы начинаем понимать, сколько изменили в нашей жизни такие люди-«кометы»!

  8. Оля, вновь мне хочется поздравить вас с таким везением в жизни, как НАСТОЯЩИЙ УЧИТЕЛЬ — настоящий маяк! Испытываю трепет при одной только мысли: жизнь не так уж сложна, коль встречаются нам на пути такие Проводники!

Добавить комментарий для Наталия ЧернявскаяОтменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.