В середине 19 века из шведской деревушки приехал в Санкт-Петербург молодой деревенский портной Юн Петтер Лидваль в поисках работы. Познакомился здесь с девушкой Идой, тоже шведкой, из семьи мастера-краснодеревщика. Так и пустил он здесь в Питере свои шведские корни. В семье родилось шестеро детей. Второму из сыновей Юхану суждено было стать известной фигурой в истории Петербурга.
Со временем скромный шведский портной обзавелся солидной клиентурой, открыл собственную швейную мастерскую и стал, не много не мало, поставщиком императорского двора. И детей в люди вывел.
Сын Юхан Фредерик получил при православном крещении имя Федор Иванович.
Закончил он сначала школу при шведской церкви Святой Екатерины, потом реальное училище. Заметив у сына склонности к рисованию, отец отдал его в Училище технического рисования. Так, не спеша, серьезно и сосредоточенно, по-шведски, поднимался Федор Иванович со ступени на ступень к высокому искусству архитектуры.
В 1896 он закончил Академию Художеств, получив звание художника-архитектора.
И первый заказ он получил от собственной матери. Надо же было с чего-то начинать. Ида купила землю под застройку в самом начале Каменноостровского проспекта, который только-только начинал застраиваться.
Дом получился удивительный. Расположен он хитроумным образом сразу на трех улицах: Каменноостровском и Кронверкском проспектах и Малой Посадской улице и имеет замысловатую неправильную форму.
Новое время требовало новых архитектурных форм. И молодой архитектор всячески старался отходить от традиционных перпендикуляров и параллелей и избегать симметрии. В дальнейшем ему пришлось изрядно повозиться, чтобы сделать помещения удобными для всех жильцов. Но это ему вполне удалось. Неправильные углы были отведены под служебные и технические помещения.
Изысканные архитектурные украшения в стиле «северного модерна», чудные звери и растения, сделали дом настоящим шедевром Серебряного века.
Первый опыт оказался очень удачным. Федор Лидваль быстро становится известнейшим Петербургским архитектором, академиком Академии Художеств. И за свой вклад в российскую культуру был удостоен баронского звания.
Ему принадлежит проект гостиницы «Астория», знаменитый «толстовский дом» на Фонтанке и еще около тридцати зданий.
Революция отняла у семьи Линдвалей все, и блестящему петербургскому архитектору пришлось вернуться на историческую родину в Швецию. Там жил он еще долго и много работал. Но лучшие работы его принадлежат Петербургу. И до конца дней он тосковал по городу, в котором родился и вырос.
Продолжение цикла: Журнал «Весы»