Мастера изобразительного искусства
Удивительный художник Михаил Врубель! Удивительный даже на фоне европейских экспериментов в области цвета и формы. В его странных преображенных мирах нет холодной рассудочности авангардистов. Он дробит материю на цветные кусочки, как мозаику. Но эти осколки будто режут душу.
И вся его творческая биография выглядит некими острогранными осколками.
В детстве спокойно и прилично учился в гимназии. Любил рисовать и рисовал хорошо. Но в то время это было обычным для образованного человека. Занятиям рисованием уделяли в гимназиях очень серьезное значение. Лишь к началу ХХ века распространение фотографии вытеснило на задний план уроки рисования.
Посещал студию рисования при Обществе поощрения художников.
После окончания гимназии поступил в университет на юридический факультет. Но диплом не защитил. Неожиданно увлекся философией, и это увлечение увело его далеко в сторону от юридических наук. Познакомился с молодыми художниками, артистами, музыкантами, вошел в их веселый и беспутный круг — и вовсе стало не до диплома.
И выйдя из университета, без диплома и степени, только в звании действительного студента, Михаил Врубель приходит наконец туда, где ему быть должно! В Академию художеств, к замечательному учителю Павлу Чистякову, из класса которого вышло все изобразительное искусство конца ХIX – начала ХХ века. Такие абсолютно разные по технике, настроению, мироощущению художники, как Репин и Серов, Суриков, и Коровин. Художники — личности, индивидуальности.
Но и Академию художеств М.Врубель не закончил. В 1883 году он получил приглашение в Киев для реставрации древней Кирилловской церкви. Работа так захватила художника, что возвращаться к обучению ему уже не хотелось. Для совершенствования своей техники он был командирован в Италию, где познакомился со средневековой живописью и мастерами Возрождения.
Результатом стали собственные работы на евангельские сюжеты. Но как иконы, они не могли быть приняты. Как впоследствии вспоминал профессор Прахов, пригласивший Врубеля на реставрационные работы, под эти иконы и церковь надо было особую ставить.
А дальше еще одна острая грань. Работая над образами святых, Врубель задумывается над лермонтовским Демоном. Создает иллюстрации к поэме. И попутно рождается иной образ Демона, совершенно независимый от поэмы Лермонтова. Так появляется великая трилогия. Триптихом назвать ее трудно. Эти три картины не были объединены в одну композицию, они существуют сами по себе.
«Демон летящий» — сколько восторга и ужаса в его лице. Сколько неверия в собственные силы и желания их продемонстрировать Создателю.
«Демон поверженный» — и среди изломанных, раздробленных крыльев не сразу находим лицо. Вот теперь это лицо богоборца, больше нет пути назад к примирению. Враги навсегда.
И самая знаменитая из трех картина «Демон сидящий». Борьба закончилась, ушла ненависть, осталось одиночество, совершенная пустота.
Печальна была судьба художника. Неприятие современной ему публикой, воспитанной с одной стороны на академической живописи и с другой — на полотнах передвижников. Вместо удобной и красивой мифологии — Демон. Вместо крестьянского быта — царевны с огромными печальными глазами.
Умер маленький двухлетний сын. На его младенческом портрете те же огромные печальные глаза, как будто предчувствует прощание его отец-художник.
И наконец пришла тяжелая душевная болезнь, которая привела к смерти в 54 года
Продолжение цикла: И.Е.Репин — портретист
Пронзительная статья о великом художнике! Я подолгу стою в Третьяковке перед его картинами. Спасибо Оля!
Мощные картины. Интересное прочтение истории Михаила Врубеля…
Талантливый художник успел внести свой вклад в историю. Благодарю.